Бизнес и общество / Экономика

В двух градусах от катастрофы

В двух градусах от катастрофы

|1 ноября 2018|Эндрю Уинстон

В октябре этого года появились отрезвляющие новости о ближайшем будущем нашей планеты и населяющих ее живых существ. Представители межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) опубликовали новый доклад об ужасающих последствиях изменения климата и о том, насколько быстро нужно предпринять меры, чтобы избежать худшего.

В начале доклада говорится, что еще в 2009 году участники ежегодной международной конференции ООН по вопросам климата пришли к соглашению, что уровень глобального потепления не должен превышать 2,0°C (3,8°F). Этот уровень казался приемлемым с политической точки зрения, но все равно подразумевал огромный ущерб, включая гибель всех кораллов, увеличение жары, возникновение новых масштабных природных катаклизмов, а также поднятие уровня мирового океана и затопление небольших островов и прибрежных районов. К моменту проведения климатического саммита в Париже в 2015 году, завершившегося еще более строгим международным соглашением, которое подписали все страны мира за исключением США, стало ясно, что нам пора пересмотреть главный целевой показатель: теперь уровень потепления должен держаться в пределах 1,5°C (2,7°F). Затем ООН обратилась к МГЭИК с просьбой изучить, как добиться этой цели.

Результаты исследования МГЭИК неутешительны. Ученые составили подробный документ с ответами на самые острые вопросы, а их ключевые выводы звучат так:

● С доиндустриальных времен средняя температура уже выросла на 1,0°C (1,8°F), но удержать этот показатель на уровне 1,5°C (2,7°F) все еще технически возможно.

● Сохранение уровня потепления в 1,5°C все равно не спасет мир от разрушительных последствий (например, 70-90% кораллов все равно умрут), и все же это намного лучше, чем повышение температуры на 2 градуса (как с точки зрения общего благосостояния, так и с точки зрения экономики).

● Достижение показателя в 1,5°C потребует «быстрых и обширных изменений в управлении энергией, землей, городами и их инфраструктурой (включая транспорт и здания), а также промышленными системами», и эти изменения «должны быть беспрецедентны по своему масштабу… и подразумевают радикальное сокращение выбросов во всех отраслях».

Согласно докладу, по сравнению с уровнем 2010 года к 2030 году мы должны будем сократить выброс углекислого газа на 45%, а к 2050 свести этот показатель к нулю.

Следует учесть, что все это должно случиться в условиях роста населения Земли, которое скоро увеличится еще на пару миллиардов человек, причем миллиард из них будет представлять средний класс. Нам нужно будет производить гораздо больше материальных благ, чтобы пищи, крова, одежды и развлечений хватило на всех, а уровень выбросов при этом должен не просто остаться на прежнем уровне, но значительно снизиться.

Итак, что же бизнес должен почерпнуть из этого последнего предупреждения? Что ему предпринять?

Во-первых, компании должны ускорить процесс декарбонизации бизнеса. Список требуемых действий детально разработан и зафиксирован. Большинство крупных компаний руководствуются следующими принципами:

● Сократить количество используемой энергии и выбросов. Это включает инвестиции в более эффективные системы освещения, вентиляции и кондиционирования; использование нового программного обеспечения и искусственного интеллекта для повышения эффективности зданий и производственных процессов; совершенствование транспортной логистики и использование экологически чистых транспортных средств; снижение количества упаковки и веса продуктов.

● При помощи системы стимулов и вознаграждений следует вовлекать сотрудников в процесс инноваций, мотивировать их на поиски возможностей для операционной экономии и развивать продукты, которые помогают самим потребителям сокращать выбросы.

● Обратиться к возобновляемым источникам энергии. Более 150 крупных брендов уже взяли на себя обязательство полностью перейти на возобновляемые источники энергии.

● Установить научно обоснованные целевые показатели по сокращению выбросов в рамках производственного процесса. Около 500 компаний объявили о решении сократить выбросы, основываясь на научных данных.

● Работать с поставщиками по всей цепочке создания ценности над систематическим сокращением выбросов и ставить перед ними не менее масштабные цели.

● Установить внутренние цены на двуокись углерода, чтобы стимулировать сокращение выбросов. Наладить внутреннюю систему пошлин на использование выбросов или использовать теневые цены, чтобы повлиять на процесс принятия инвестиционных решений.

Эти действия становятся нормой, потому что они выгодны с точки зрения бизнеса. Но результаты исследования четко и ясно говорят о том, что этого недостаточно. За некоторыми исключениями, большинство компаний делает только то, что окупается в рамках традиционного возврата на капитал — скажем, они стали переходить на солнечную и ветровую энергию, только когда она значительно подешевела. Однако согласно последним научным данным, настала пора двигаться куда более быстрыми темпами.

Я хотел бы предложить четыре не самых комфортных для компаний действия, которые тем не менее могут действительно изменить ситуацию и ускорить снижение выбросов.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/785456

2018-11-01T23:06:34.000+03:00

Fri, 02 Nov 2018 05:10:49 GMT

В двух градусах от катастрофы

Как бизнес может повлиять на масштаб климатических проблем в мире

Бизнес и общество / Экономика

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/8h/1fenr3/original-1umh.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия