Бизнес и общество / Экономика

Четыре мифа о гигономике

Четыре мифа о гигономике

|12 ноября 2018|Дэвид Джолли

Каждый день появляется все больше новостей о так называемой «гигономике» — экономике свободного заработка, в рамках которой люди могут посвящать своей трудовой занятости как полный, так и неполный рабочий день, но при этом становятся не сотрудниками с соцпакетом, а независимыми подрядчиками. 10 сентября генеральный директор Uber Дара Хосровшахи с гордостью заявил, что «не всякий бренд становится именем нарицательным». На той же неделе Upwork, платформа для найма фрилансеров, подала заявку на IPO. Аналогично поступила и компания Fiverr, которую называют «фриланс-биржей для lean-предпринимателей». Действительно, гигономика не только сделала миллионы американцев свободными подрядчиками, но и дала самым успешным предпринимателям инструменты для еще более стремительного роста. Теперь быстро развивающийся стартап может обеспечивать себя кадрами по мере необходимости и отдавать на аутсорсинг рутинные задачи вроде ведения бухгалтерии, оставаясь при этом гибким. Занимаясь в EY поддержкой креативных и успешных стартапов, я вижу, как предприниматели применяют этот подход в своей работе.

Однако вокруг гигономики образовалось огромное количество мифов. Она растет, но далеко не так быстро, как может показаться, и принимает не те формы, которые от нее ждут. Возможно, гигономика даже больше подходит зрелым руководителям, а не вчерашним выпускникам. Вот несколько мифов, которые стоит развеять.

Миф №1: миллениалам нравится гибкая форма занятости. Бытует мнение, что поколение миллениалов — тех, кто родился между 1981 и 1996 годами — обожает неполный рабочий день и предпочитает фриланс. Однако недавнее исследование, проведенное EY, говорит о том, что в реальности все гораздо сложнее. 60% миллениалов остались за бортом гигономики, и только 24% зарабатывают на жизнь таким способом. Согласно нашим данным, процент миллениалов с полной занятостью резко вырос с 45% в 2016 году до 66% в 2018. С одной стороны, это говорит о том, что экономика растет, и на рынке появляется все больше позиций с полной занятостью. С другой стороны, это показывает, что поколение миллениалов стремится иметь то же, что и их родители: стабильную работу, понятный карьерный путь и преимущества вроде медицинского страхования и оплачиваемого отпуска.

Миф №2: рано или поздно мы все станем независимыми подрядчиками. Размер гигономики и скорость ее роста порой кажутся сильно преувеличенными. Текущая статистика, как и прогнозы роста, неоднозначны. Еще в 2013 году в одном известном исследовании был озвучен прогноз, что к 2020 году — то есть всего через год с небольшим — 40% рабочей силы перейдут к формату гибкой занятости (в их число войдут подрядчики, временные сотрудники и фрилансеры). Но вот факты: по самым оптимистичным оценкам Gig Economy Data Hub, совместного проекта Института трудовых отношений Корнеллского университета и Института Аспена, число участников гигономики в настоящий момент составляет всего 30%. Конечно, это немало, и этот показатель постоянно растет, но все же не стоит думать, что привычный порядок вещей так скоро изменится. Только 10% работников полностью полагаются на проекты, связанные с гибкой формой занятости. А число подрядчиков, предоставляющих свои услуги с помощью сервисов вроде Lyft и Task Rabbit, и того меньше. На самом деле, по данным за сентябрь 2018 года, менее 1% работников используют онлайн-платформы для активного заработка. Большинство находит подработку старомодными способами, а не с помощью цифровых инструментов.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/786166

2018-11-12T14:58:54.141+03:00

Mon, 12 Nov 2018 13:51:24 GMT

Четыре мифа о гигономике

Что нужно знать о гигономике

Бизнес и общество / Экономика

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/8s/w39rh/original-15l9.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия