Почему ВВП не приносит счастья | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему ВВП не
приносит счастья

Из-за чего экономические показатели не соответствуют реалиям жизни общества

Авторы: Амит Капур , Бибек Деброй

Почему ВВП не приносит счастья
Фото: MALERAPASO/GETTY IMAGES

читайте также

Какой тип управления предпочтительней для России?

Анатолий Ермолин

Эффективные лидеры знают, кого игнорировать

Эд Батиста

Как потребители понимают ценовые сигналы

Украинский кризис: стратегия больше не игра в шахматы

Грег Сателл

Благодаря экономическому росту уровень жизни по всему миру повышается. Но в современных условиях не учитывается тот факт, что стандартная метрика экономического роста, валовый внутренний продукт (ВВП), отражает лишь размер экономики государства, а не уровень благосостояния его народа. Однако политики и экономисты часто опираются на ВВП или ВВП на душу населения как на всесторонний показатель развития страны, что подразумевает ее экономическое процветание и социальное благополучие. В результате считается, что политика, нацеленная на экономический рост, полезна для общества.

Теперь мы знаем, что все не так просто: принимая во внимание исключительно ВВП и экономическую выгоду для измерения развития страны, мы игнорируем такие негативные последствия экономического подъема для общества, как изменение климата и рост неравенства доходов. Пришло время признать ограничения ВВП и расширить набор инструментов для измерения благосостояния, которые бы учитывали качество жизни общества.

Ряд стран уже приступили к этой задаче. Например, Индия, где мы оба работаем консультантами при правительстве, разрабатывает индекс комфортности жизни, который учитывает качество жизни, экономические возможности и устойчивость развития.

Когда мы перестанем измерять уровень развития страны исключительно в терминах производства, политика, проводимая государством, станет больше соответствовать тем аспектам жизни, которые действительно важны для жителей, что будет лучше для общества. Однако прежде чем пытаться доработать концепцию ВВП, важно разобраться, как она возникла.

Истоки ВВП

Как и многие привычные концепции, современная модель ВВП — продукт военной эпохи. Хотя изобретение ВВП часто приписывают Саймону Кузнецу (поскольку именно он стремился оценить национальный доход Соединенных Штатов в 1932 году, чтобы понять реальную глубину Великой депрессии), современное определение ВВП было дано Джоном Мейнардом Кейнсом во времена Второй мировой войны.

В 1940 году, спустя год после начала войны с Германией, Кейнс, служивший в Казначействе Великобритании, опубликовал эссе с замечаниями о недостаточности  экономической статистики для расчета производственной мощности британской экономики с учетом имеющихся ресурсов. Он утверждал, что нехватка данных не позволяет оценить готовность Британии к мобилизации и борьбе.

По его мнению, оценка национального дохода должна учитывать сумму частного потребления, инвестиций и государственных расходов. Он отклонил версию Кузнеца, бравшего в расчет доходы правительства, но исключавшего его расходы. Кейнс понимал, что если государственные закупки военного времени не будут учитываться в составе спроса при расчете национального дохода, ВВП будет снижаться, несмотря на фактический рост экономики. Его метод расчета ВВП, который включал государственные расходы, что было обусловлено потребностями военного времени, вскоре снискал признание по всему миру и широко применялся даже после окончания войны. Такое понимание ВВП превалирует и по сей день.

Почему ВВП не решает поставленных задач

Однако метрика, созданная для оценки производственных возможностей страны в военное время, не подходит для мирного времени. Во-первых, ВВП по определению является совокупной мерой, включающей в себя стоимость товаров и услуг, произведенных экономикой за определенный период. В нее не включаются как положительные, так и отрицательные последствия, проявляющиеся в ходе производства и развития страны.

Например, ВВП учитывает количество произведенных автомобилей, но не отражает поставляемые ими выбросы; он учитывает экономическую ценность сладких напитков, но не проблемы со здоровьем, которые они вызывают; он учитывает ценность строительства новых городов, но не оценивает уничтожение жизненно важных лесов. Как сказал Роберт Кеннеди в свой знаменитой предвыборной речи в 1968 году, ВВП «ВВП измеряет все, кроме того, ради чего стоит жить».

Ухудшение состояния окружающей среды — серьезный урон, который ВВП не может отразить. Рост объемов производства товаров увеличивает ВВП экономики независимо от ущерба, который это наносит окружающей среде. Если судить по показателю ВВП, экономика такой страны, как Индия, считается растущей, хотя с каждой зимой Дели все сильнее окутывает смог, а в Бангалоре из-за токсичных выбросов становятся огнеопасными озера. Современной экономике нужна более точная метрика для измерения благосостояния, такая, которая учитывала бы и внешние последствия экономической деятельности. Увеличение числа факторов, принимаемых в расчет при оценке благосостояния страны, поможет формировать политику, направленную на решение возникающих проблем.

Кроме того, ВВП не в состоянии отразить и распределение доходов в обществе, что становится все более актуальным в современном мире, где уровень неравенства растет как в развитых, так и в развивающихся странах. При одинаковых объемах экономики ВВП не отражает различие между неравным и эгалитарным обществом. Поскольку растущее неравенство усиливает недовольство и противоречия в социальной жизни, политикам необходимо учитывать эти вопросы при оценке развития страны.

Еще один аспект современных экономик, из-за которого ВВП теряет свою актуальность, — непропорциональный учет результатов производства. Современное общество все больше движимо растущей экономикой услуг — от покупки продуктов на Amazon до заказа такси через Uber. Поскольку качество потребительского опыта вытесняет непрерывное производство, понятие ВВП быстро теряет смысл. Мы живем в мире, где социальные сети предоставляют огромное количество информации и развлечений совершенно бесплатно, и эта ценность не может быть измерена обычными методами. Подход к измерению экономического роста и развития также должен учитывать эти изменения и отражать более точную картину современной экономики.

Как мы переосмысливаем развитие в Индии

Нам нужны альтернативные метрики, дополняющие ВВП, чтобы получить более всестороннее представление о развитии страны и обеспечить обоснованное принятие политических решений, которые бы не были сосредоточены исключительно вокруг экономического роста. Мы уже наблюдаем, как некоторые страны начинают двигаться в этом направлении. Например, в попытках измерить валовое национальное счастье правительство Бутана учитывает такие факторы, как справедливость социально-экономического развития и качество управления, а в рамках своей Программы развития ООН измеряет Индекс человеческого развития, который учитывает не только экономическое процветание, но и уровень здоровья, а также знаний граждан.

Следуя этому направлению, Индия тоже начинает ориентироваться на комфортность жизни своих граждан. Индекс комфортности жизни — следующий шаг в развитии страны после упрощения условий для ведения бизнеса, которого правительство достигло за последние несколько лет. Министерство городского развития разработало Индекс комфортности жизни для измерения качества жизни своих граждан в городах Индии, а также экономических возможностей и устойчивости развития. Ожидается, что новый инструмент измерения можно будет использовать повсеместно. Мы полагаем, что эта более целостная метрика даст и более точное представление о состоянии развития индийской экономики.

Конечная цель этих изменений — создание более справедливого и равноправного общества, которое процветает в экономическом отношении и обеспечивает своим членам хорошее качество жизни. С изменением состава и принципа расчета показателей изменится и подход к формированию политики. В экономике благосостояния экономический подъем будет просто еще одним ориентиром, направляющим политику по указанному обществом пути. В такой экономике процентные пункты ВВП, редко связанные с жизнью обычных граждан, перестанут занимать центральное место. Вместо этого акцент сместится в сторону более желательных и реальных факторов, определяющих благосостояние.

Об авторах

Амит Капур (Amit Kapoor) — председатель Института конкурентоспособности в Индии. Преподает макроэкономику в Институте стратегии и конкурентоспособности при Гарвардской школе бизнеса. Автор двух бестселлеров — Riding The Tiger и The Age of Awakening. Принимал участие в разработке Индекса комфортности жизни 2019 для Министерства городского развития Индии.

Бибек Деброй (Bibek Debroy) — председатель Экономического консультативного совета при премьер-министре Индии. Также до недавнего времени был членом NITI Aayog (правительственной организации Национальный институт по преобразованию Индии). Автор более 100 книг по экономике, государственному устройству и санскриту.