Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний — это мираж | Harvard Business Review Russia
Экономика

Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний — это мираж

Джордж Серафейм , Рональд Коэн
Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний — это мираж
Martin Barraud/Getty Images

Последние годы большинство крупных международных компаний отчитывались о собственной прибыльности. Однако наши расчеты говорят о том, что это мираж. Например, если учесть затраты на ликвидацию экологических последствий от их деятельности, такие компании, как Lufthansa и American Airlines — $2,3 млрд и $4,8 млрд соответственно — перейдут в разряд убыточных предприятий. 

Чем объясняется такое несоответствие? До сегодняшнего дня компании не отчитывались о пользе и вреде, которые они несут для общества и окружающей среды. Мы работаем, чтобы это исправить.

Важный шаг для внедрения отчетности по социальным и экологическим последствиям был сделан в июле, когда мы опубликовали доклад о том, во что экологии обошлась деятельность 1800 компаний, в рамках Инициативы по оценке последствий деятельности организаций, учрежденной при Гарвардской школе бизнеса. В следующем году мы планируем опубликовать доклад о том, как работа компаний сказывается на стоимости товаров и уровне занятости, что даст полную картину результатов деятельности этих организаций.

Сегодня настала пора для прозрачности в отношении последствий организационной деятельности, и эта перемена отражается на целевых показателях, которые ставят перед собой бизнес и инвесторы. Цифровые технологии и инструменты для обработки больших данных, помноженные на усердную работу многих людей и организаций, сделали возможными измерение и оценку деятельности предприятий с учетом их воздействия на глобальную обстановку. С ростом прозрачности меняются и правила игры.

Анализ обширного набора данных за 2018 год, собранных в рамках Инициативы через призму последствий деятельности организаций, позволяет по-новому взглянуть на реальную прибыльность компаний. Становится ясно, что многие предприятия создают экологические издержки, которые превышают их общую прибыль (показатель EBITDA). Из 1694 компаний, имевших положительный EBITDA в 2018 году, у 252 компаний (15%) вся прибыль будет исчерпана расходами на ликвидацию нанесенного ими экологического ущерба, а у 543 компаний (32%) EBITDA снизится на 25% и более. 

По нашим расчетам, почти у всех компаний, работающих в таких отраслях, как авиаперевозки, бумажная и лесная промышленность, электроэнергетика, изготовление строительных материалов, контейнеров и упаковки, показатель EBITDA будет снижен как минимум на 15%.

В других отраслях компании сильно отличаются друг от друга по степени воздействия на окружающую среду. Например, в пищевой промышленности экологические издержки могут снизить показатель EBITDA как на 5% (Nestle, $1,6 млрд), так и на 62% (Associated British Foods, $1,8 млрд). В нефтегазовой отрасли, где показатель EBITDA снизится на 25% у 75% компаний, отдельные лидеры рынка показывают значительно лучшие результаты по сравнению с конкурентами. Среди производителей полупроводников, промышленных конгломератов, участников рынка продуктов питания, напитков и товаров первой необходимости также наблюдается значительное различие между лидерами отрасли и отстающими.

Однако речь идет не только о негативных последствиях. Компании оказывают и позитивное влияние на общую ситуацию за счет создания своих товаров и рабочих мест, что тоже не отражается на их чистой прибыли. К примеру, рассмотрим влияние компании Intel сквозь призму занятости. В 2018 году организация влила в экономику США $3,6 млрд за счет выплаченной заработной платы и позитивно повлияла на социальную ситуацию, создавая рабочие места в регионах с высоким уровнем безработицы. Повышая личностное разнообразие кадров, а также предоставляя женщинам и представителям расовых меньшинств возможности для продвижения в компании, Intel сделает свою позицию на рынке еще сильнее.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Предприимчивый программист
Владимир Рувинский
Книги для бизнеса
Евграфова Елена подготовила