Хотите увеличить стоимость компании? Перестаньте думать о EBITDA

Хотите увеличить стоимость компании? Перестаньте думать о EBITDA
|23 октября 2020| Николай Сиггельков Фибо Уиббенс

Известный парадокс: на словах менеджеры обычно хотят как можно сильнее увеличить стоимость в долгосрочной перспективе, а на деле используют для контроля и повышения эффективности разнообразные краткосрочные индикаторы c аббревиатурами: ROA, ROC, TSR, EBIT, EBITDA, CAR, EPS и т. д.

Почему они концентрируются именно на них? В первую очередь потому, что они простые, удобные в использовании и их часто использовали раньше. Но исследования давно показывают, что оптимизация краткосрочных бухгалтерских индикаторов не всегда ведет к максимизации стоимости акций. Чтобы ясно и эффективно думать о долгосрочной стоимости, компаниям нужен другой индикатор — и мы представили такой индикатор в своей недавней статье в Strategic Management Journal. Он называется LIVA (Long-term Investor Value Appropriation, «Долгосрочное распределение стоимости для инвесторов»).

Идея LIVA очень простая: сложить для рассматриваемой компании чистую дисконтированную стоимость всех инвестиций за долгий период времени. Важный вывод нашего анализа: это можно сделать на основе открытой биржевой информации. На основе исторических данных о цене акций LIVA позволяет вычислить полученный компанией долгосрочный — положительный или отрицательный — результат в создании стоимости для всей базы акционеров.

Чтобы оценить возможности индикатора LIVA, рассмотрим пример Apple. Представим, что вам повезло купить 100 акций Apple в 1999 году. Если бы вы реинвестировали все дивиденды и продали акции через 20 лет, ваш среднегодовой доход составил бы 27% — намного выше среднерыночного показателя 6%. Это хороший, но не выдающийся результат. По совокупному доходу акционеров (TSR) Apple занимает 3175 место среди всех компаний мира за этот период: может показаться, что успех Apple не был слишком уж выдающимся. Такой же вывод можно сделать из недавнего рейтинга «Лидеры по созданию стоимости» (Value Creators Rankings), который ежегодно публикуется Boston Consulting Group и который основан на TSR за пять лет. В нем Apple занимает 34 место.

На самом деле TSR измеряет не создание стоимости в долгосрочной перспективе для всей акционерной базы за данный период времени, а только прибыль для тех, кто держал определенное количество акций в течение всего этого периода. А LIVA учитывает, что собственный капитал компании тоже может постепенно меняться, — и в этом свете результаты Apple выглядят совсем иначе. Если бы вы купили всю компанию в 1999 году по ее тогдашней рыночной цене, учли все суммы, полученные в виде дивидендов и в результате обратных выкупов акций, и продали бы ее через 20 лет по сильно выросшей цене, то заработали бы на триллион с лишним долларов больше, чем если бы вложили ту же сумму в индексный фонд. Иными словами, LIVA Apple за этот период превышает $1 трлн. Это очень впечатляющий результат, который делает Apple лучшей компанией мира в нашем рейтинге. Ее LIVA на 57% превышает результат Amazon, которая занимает второе место.

Эти рейтинги взяты из глобальной базы данных LIVA, которую мы составили, чтобы помочь менеджерам и исследователям определить самые эффективные и самые неэффективные компании каждой страны, региона и отрасли. База данных содержит результаты за последние 20 лет и включает более 45 тыс. компаний, изначальная рыночная капитализация которых составляла не менее $100 млн и для которых имеются данные за период не менее пяти лет. Она позволяет проанализировать создание стоимости на уровне отдельных компаний, отраслей и стран.

Чтобы понять, насколько LIVA показательнее традиционных индикаторов, достаточно посмотреть на 10 наиболее и наименее эффективных компаний по каждому из них.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/844259

2020-10-23T11:04:42.505+03:00

Fri, 23 Oct 2020 08:04:42 GMT

Хотите увеличить стоимость компании? Перестаньте думать о EBITDA

Чем можно заменитькраткосрочные индикаторы роста

Бизнес и общество / Экономика

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/88/12w91r/original-1eeq.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия