Выживание на свободном рынке: о чем мечтают сотрудники с детьми

Выживание на свободном рынке: о чем мечтают сотрудники с детьми
|28 апреля 2021| Кейтлин Коллинз

Мрачную картину, созданную пандемией и американскими выборами, озаряет единственный луч света: родители наконец-то поняли, что правительство может и должно оказать им бóльшую поддержку как на рабочих местах, так и дома. Я изучаю опыт трудящихся семей разных стран, и друзья регулярно спрашивают меня: «И что, везде так же плохо?» Мой ответ: нет. Безусловно, нет.

В других западных промышленно развитых странах давно поняли: социальная поддержка делает жизнь граждан комфортнее. Ведь все они бывшие, нынешние и будущие работники и налогоплательщики. Для жизни следующих поколений важен как оплачиваемый труд на рабочем месте, так и неоплачиваемый — дома. Находить баланс можно по-своему, но представители разных социумов убеждены: государственный сектор ответственен за то, чтобы человек мог удовлетворять требования работодателя и запросы семьи.

В США же, напротив, акцент на свободных рынках и личной ответственности означает, что у нас нет какой-либо последовательной политики поддержки работающих семей. В стране отсутствует общая для всех система здравоохранения. Нет единой концепции по вопросу присмотра за детьми, всеобщего права на социальное страхование, гарантированного базового дохода, оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и больничного; а также федеральной нормы, принуждающей работодателей предоставлять сотрудникам с иждивенцами хотя бы один день отпуска или больничного.

Все эти принципы свободного рынка ставят семью под удар. Американцы — едва ли не самые подверженные стрессу люди на планете. Показатели уровня счастья родителей и бездетных людей разнятся здесь больше, чем в любой другой стране, входящей в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кроме того, в США наблюдается самый большой разрыв в оплате труда мужчин и женщин, и отличие еще заметнее, если речь идет о представительницах цветного населения; это неравенство уменьшает экономические ресурсы, доступные им. Дети в таких семьях страдают. Каждый пятый ребенок живет в нищете: это каждый десятый белый, каждый четвертый латиноамериканец и, только вдумайтесь, каждый третий чернокожий! Почти каждая седьмая семья сообщает о регулярном недоедании.

Пандемия усугубила ситуацию.Семьи испытывают стресс. Когда школы и детские сады закрылись, работники служб жизнеобеспечения (а это чаще всего цветные женщины) были вынуждены искать, куда пристроить детей, или просто увольнялись. Трудящиеся на дому разрывались между рабочими и родительскими обязанностями, в том числе им приходилось контролировать дистанционное обучение детей. Больше всего пострадали матери. В апреле — мае 2020 года работающие на дому сотрудницы с детьми значительно чаще жаловались на тревогу, депрессию и одиночество, чем оказавшиеся в такой же ситуации мужчины. Недавно опубликованное исследование свидетельствует: потеря доступа к дошкольным учреждениям и вынужденное участие в домашнем обучении увеличивают риск безработицы для матерей и сокращают время, затрачиваемое на работу. Мы с коллегами убедились: за время пандемии продолжительность рабочего дня матерей с маленькими детьми снизилась в 4—5 раз больше, чем у отцов. Бюро статистики труда США указывает, что среди уволившихся вчетверо больше женщин, чем мужчин. Пандемия усилила экономическое и расовое неравенство: COVID-19 сделал миллиардеров богаче, в то время как семьям с детьми стало втрое чаще недоставать пропитания. Сегодня черным и испаноязычным родителям в два раза чаще, чем белым, находящимся в аналогичных условиях, приходится прилагать огромные усилия, чтобы заработать на самое необходимое.

Оставлять людей в беде нельзя. И нам — избирателям, трудящимся и зависящим от них работодателям — пора принять решительные меры.

Да, работающие родители способны найти для себя какие-то варианты (или, скорее, временные обходные пути), а компании могут оказать им бóльшую помощь. Но какие-то проблемы может решить только государство. Итак, какую национальную политику должны лоббировать жаждущие перемен родители и организации, способные их поддержать? Факты указывают на законы, направленные на удовлетворение четырех основных потребностей.

1. ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК (ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ СЕМЬИ)

Каждый работающий человек периодически нуждается в отпуске, чтобы решить семейные проблемы и просто провести время с близкими. Такой оплачиваемый отдых должен полагаться всем семьям — и при этом быть регулярным, доступным и экономически выгодным для работодателей и трудящихся. В США этой форме отдыха стоило бы присутствовать в трех вариантах.

Отпуск по болезни, беременности и родам. Единственный действующий сейчас федеральный закон, регламентирующий режим труда и отдыха, — это Закон об отпуске по семейным и медицинским причинам (Family and Medical Leave Act, FMLA). Принятый в 1993 году после девяти лет политических дискуссий, он разрешает подпадающим под его действие трудящимся получить до 12 недель неоплачиваемого отпуска с сохранением места для восстановления после тяжелой болезни, ухода за новорожденным или недавно усыновленным ребенком либо за тяжело больным членом семьи. Закон стал знаковой победой, граждане США успели воспользоваться им не менее 200 млн раз. При этом на 44% американских трудящихся его действие не распространяется: FMLA касается только занятых в компаниях с численностью свыше 50 человек, проработавших там более 12 месяцев и 1250 часов. Многие другие трудящиеся просто не могут позволить себе взять неоплачиваемый отпуск.

Что же касается оплачиваемых каникул для матерей и отцов, то США — единственная страна ОЭСР, не имеющая федерального закона об отпуске по беременности и родам, и одна из семи стран ОЭСР, где нет аналогичных выходных дней для отцов. В среднем по ОЭСР продолжительность декрета для матерей составляет примерно 18 недель. Большинство государств Организации предлагают отдельно отпуск по уходу за ребенком. В основном матери получают (от государства, работодателей или тех и других) более 50% зарплаты, а кое-где и 100%. Оплачиваемые каникулы для матерей могут длиться в общей сложности более полугода. В Великобритании с новорожденным можно находиться 9 месяцев, получая около 30% заработка. Оплачиваемый отпуск для отцов в среднем по ОЭСР короче, чем для матерей. Он длится примерно 8 недель, но в восьми странах — 13 и более. Больше всего отдыхают папы из Японии и Кореи: примерно 52 недели! Японские мужчины получают за этот отпуск самую значительную компенсацию: около 58% от всей зарплаты.

Исследования показывают, что политика оплачиваемых отпусков не наносит ущерб экономике: напротив, компании сберегают средства и получают выгоду. Снижается текучесть кадров, повышается командный дух, растут производительность и лояльность сотрудников. Некоторые американские работодатели понимают это и предлагают отпуска по уходу за детьми, однако так поступают немногие: доступ к подобному бонусу получили всего 20% работников, а среди низкооплачиваемых доля и того меньше — 8%. При этом даже в тех компаниях, где предоставляются оплачиваемые выходные, чаще всего нет возможности оформить особый отпуск для матерей и отцов с сохранением рабочих мест.

Почему важно делать на этом акцент? Потому что, когда политика компании остается гендерно нейтральной, обычно отпуск берут женщины. А это значит, что с самого рождения заниматься ребенком будет в основном мать — и она же попадет в самые невыгодные экономические условия. Когда отпуск берут оба родителя, возникает длительный положительный эффект: доказано, что ухаживающие за младенцем мужчины и в дальнейшем активнее занимаются детьми. Возможность не терять заработок (опция, не предусмотренная ни FMLA, ни многими корпоративными программами) помогает родителям — и особенно мужчинам — пользоваться отпуском без опасений.

Полная версия статьи доступна подписчикам

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/867165

2021-04-28T11:53:04.975+03:00

Wed, 28 Apr 2021 10:55:53 GMT

Выживание на свободном рынке: о чем мечтают сотрудники с детьми

США нуждаются в новой федеральной политике в отношении отпусков, ухода за детьми, справедливого графика работы и оплаты труда

Бизнес и общество / Экономика

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/34/s2lno/original-10dr.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Уважаемые подписчики! С 1 июля 2021 года издателем Harvard Business Review Россия является ООО «Бизнес Инсайт Медиа». По вопросам продления и переоформления текущей подписки, а также для подключения новой подписки, обращайтесь по e-mail: podpiska@hbrr.ru
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия