В Китае успех зависит от правильных связей | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В Китае успех зависит от
правильных связей

Если вам довелось работать в Китае, вы знаете, как важно обзавестись связями в правительстве. Однако недавнее исследование показало, что для успеха этого недостаточно: связи не одинаково полезны.

В Китае успех зависит от правильных связей

читайте также

«Бренд-туризм» как источник роста продаж

Анат Кейнан,  Сильвия Белецца

Работай, молись, люби

Розабет Мосс Кантер

Время большой игры

Яков Сергиенко

Так ли плохо, что таланты уходят к конкурентам?

Андрей Шипилов

Если вам довелось работать в Китае, вы знаете, как важно обзавестись связями в правительстве. Однако недавнее исследование показало, что для успеха этого недостаточно: связи не одинаково полезны.

Группа ученых под руководством Вейтин Жень (Weiting Zheng) из Гонконгского политехнического университета проанализировала ситуацию, сложившуюся в производстве телевизоров с 1993 по 2003 год. (Это время характеризовалось значительной либерализацией экономики.) Их интересовало, были ли среди руководителей соответствующих компаний бывшие чиновники или, наоборот, стал ли кто-то из топ-менеджмента госслужащим. Ученые проследили судьбу компаний и сопоставили цифры доходов до и после установления связей с госструктурами. При этом они разделяли связи на местном и национальном уровне. Как выяснилось, среди фирм, установивших связи с местными властями, выживших больше. Напротив, наличие связей на национальном уровне никак не отражается на судьбе бизнеса. Поправки, сделанные на размер, возраст 
и степень диверсификации компаний, не повлияли на результаты. Установлено, что самый выраженный эффект местные связи оказывали на наименее успешные компании, позволяя им избежать краха.

А вот на доходы связи влияют лишь в том случае, если у фирмы и так дела идут неплохо. Ученые видят несколько возможных причин того, что связи на местном уровне оказываются более эффективными. Местные покровители напрямую пожинают плоды преуспевающего в их юрисдикции бизнеса: растет занятость населения, казна пополняется за счет налогов. Они зачастую более последовательны, чем центральные органы власти, которым приходится постоянно увязывать между собой интересы самых разных сторон. У центра же нет возможности постоянно удовлетворять запросы какой-то отдельной компании и даже отрасли. Сразу оговоримся: рассматривать политические связи в Китае нельзя в отрыве от проблемы коррумпированности чиновников. Так что, вполне вероятно, результаты исследования в какой-то мере отражают и коррупционную составляющую.

Исследование Линн Пейн (Lynn S.Pain) из Гарвардской школы бизнеса проливает свет еще на один важный аспект: даже самые тщательно культивируемые связи не всегда могут обеспечить успех вашему делу. «Часто руководители компании думают, что, наладив связи в правительстве или дав нужному чиновнику взятку, они могут обеспечить своему бизнесу поддержку государства, — пишет Пейн. — Безусловно, личные связи — вещь полезная, однако руководитель должен понимать, что он должен на деле показать, что его проект способствует экономическому развитию Китая».

Вывод очевиден: не все связи одинаково действенны, и, уделив больше внимания отношениям с представителями местной власти, вы можете получить больше выгоды. На государственном же уровне вам необходимо со всей убедительностью продемонстрировать, что интересы вашего бизнеса совпадают со стратегическими целями и приоритетами правительства страны.