Где не воруют | Большие Идеи

・ Экономика

Где
не воруют

В трудные времена риск мошенничества в компаниях возрастает, да и потери обходятся дороже, так что тема актуальна как никогда.

Автор: Елена Евграфова

Где не воруют

читайте также

Человек столетия

Митио Каку

Хотите развить творческие способности? Забудьте об эффективности

Арт Маркман

Продавцы наносят ответный удар

Марина Иванющенкова

«В благотворительности не должны работать бессребреники, это заблуждение»

Михаил Бондарев

Всегда обидно слышать о российском воровстве как о национальной черте — мол, да, мы такие и ничего с этим не поделаешь. К счастью, нет научных подтверждений нашей патологической склонности к жульничеству, зато есть масса данных, доказывающих, что уровень мошенничества всегда зависит от качества управления: установленных правил игры, последовательности руководителей и справедливости системы. На это и надо смот­реть, если хочешь понять, почему у одних воруют, а у других нет.

Итак, первое условие — правила. Они бывают декларируемыми и реальными, но значение имеют только реальные. Что бы ни было зафиксировано в миссии компании, этическом и прочих кодексах, о чем бы ни писал генеральный в блоге или ежегодном послании, но если в компании принято воровать, брать откаты, манипулировать с отчетностью, переправлять заказы в карманные посреднические фирмы, то так оно и будет. А принято так, как допустило руководство. Имеет значение не только перечень того, что можно и чего нельзя, но и бизнес-процессы, сама траектория движения материальных ценностей и людей. Если система отлажена, то риски потерь резко снижаются вне зависимости от национальности работников, морального-этического климата в коллективе и успехов «управления по ценностям».

Второе условие — последовательность. Умные ректоры вузов, например, если хотят искоренить списывание, сначала предупреждают, что за списывание будут отчислять (артикулирование приоритетов), а потом отчисляют (неотвратимость наказания). Дело в том, что «по понятиям» списывать — это нормально и надо еще убедить студентов, что норма изменилась. В компаниях не списывают, но берут откаты, и это тоже «нормально». Изменить отношение к такому положению вещей можно тоже только «отчислением», лучше с позором и вне зависимости от званий и регалий виновного. И очень важно не распыляться: если руководство слишком пристально следит за тем, чтобы люди не звонили в рабочее время по личным делам и не расходовали слишком много карандашей, то, скорее всего, воровать будут вагонами.

Третье условие — справедливость. Люди не воруют, они восстанавливают справедливость. Представления о справедливости у всех разные. Например, если человек как раб на галерах, да за зарплату госчиновника, а бизнесмены гребут деньги лопатой, это справедливо или нет? Некоторым людям несправедливость мерещится повсюду — таких лучше вообще не подпускать к финансовым потокам. Во всех остальных случаях надо искать баланс. Ну и не заноситься, потому что если верхи злоупотреб­ляют, но от низов требуют образцовой порядочности, то это очень несправедливо. А подчиненные знают слабые места начальников.

Это общие подходы. Дальше нужен здравый смысл и менеджерское чутье, чтобы построить систему, в которой риски потерь от злоупотреблений будут стремиться к минимуму. В трудные времена риск мошенничества в компаниях возрастает, да и потери обходятся дороже, так что тема актуальна как никогда. Подробнее — в рубрике «Феномен».