Все бесплатнее и бесплатнее | Большие Идеи

・ Экономика

Все бесплатнее
и бесплатнее

Козырять карточкой со словом «ПРЕССА» мне довелось всего один раз: в отделении ОУФМС по городу Москве

Автор: Евгения Чернозатонская

читайте также

«Самый неправильный подход — спрашивать человека: "Нет ли у тебя случайно выгорания?"»

Дейв Ливенс

Переосмысливая известную формулу

Джонатан Ноулз ,  Конрадо Эдуардо,  Этенсон Ричард

Спасая еврозону

Марк Блит,  Эрик Лонерган

«Идеальный момент не наступает никогда»

Наталья Ищенко

Козырять карточкой со словом «ПРЕССА» мне довелось всего один раз: в отделении ОУФМС по городу Москве. Я приехала с утра, узнала, что за загранпаспортами очередь на лестнице стоит с ночи и поняла: я этого не сдюжу. Попыталась найти в сумке что-нибудь подходящее — то ли холодное оружие, то ли пачку денег, но нащупала только свой потертый пропуск на работу. Его я решила применить, как в игре-квесте. Метнулась по коридору, увидела кабинет начальника, распахнула дверь, ткнула заветным куском пластика прямо в нос мордоворота-майора и произнесла: «Я представитель прессы». Он быстро смекнул, чего от него хотят, усадил меня за стол заполнять анкету, и через месяц я получила свой паспорт, проведя в ОУФМС всего два часа, а не десять, как все остальные.

Прошло пять лет, но память о том, что можно пролезть без очереди, осталась. Прошлым летом пришлось мне озадачиться подключением электричества — тех самых 15 киловатт, которые власти опрометчиво пообещали каждому из нас всего за 550 рублей. В это трудно было поверить, тем более что на сайтах уполномоченных контор — Мосэнергосбыта и МОЭСК услуга «подключение под ключ» официально предлагалось уже за 150 тысяч, плюс оплата собственно работ. Я нашла специалиста по дешевке — всего за 100 тысяч, потом прогнала его и стала ходить по конторам подмосковного города сама. Наконец, мне сказали, что мои бумаги, проделавшие к тому времени долгий путь, переехали в Москву на Дербеневскую улицу и лежат там в конторе под названием МОЭСК. Там — объяснили мне — происходит один из важных этапов процесса: оформление акта балансового разграничения. Подписание этой бумаги занимает от месяца до трех. Дали телефон — чтобы узнавать «о готовности».

Выждала месяц, позвонила. День, другой, третий: трубку не берут. Уехала в отпуск, вернулась — телефоны по-прежнему не отвечают. И тут бывшая коллега меня надоумила позвонить в пресс-службу. Я на сайте moesk.ru нашла телефон, описала свою проблему, сказала, что хочу встретиться с самым большим начальником. И о счастье! Мне любезно ответили, что он проводит пресс-конференцию в следующий вторник. Потом перезвонили и сказали, чтобы я свои бумажки захватила, мол, начальство обещало разобраться.

Сроду не ходила на пресс-конференции, а тут полетела, как на крыльях любви.

Журналистов было всего двое — репортер подмосковной газеты и я, представительница буржуазной прессы. Я пришла вдвойне подкованная: кроме личного опыта вооружилась данными Всемирного банка «Doing business 2012». Оказывается, Россия по уровню доступности технического присоединения к сетям занимает 185-е место, обгоняя только Бангладеш. Средние сроки подключения по России составляют 281 день (Германия — 17 дней, Либерия — 465 дней), однако по городам ситуация различается. Кстати, Москва — абсолютный лидер по стоимости подключения (1 852,4 % от среднедушевого дохода).

Начальник, впрочем, тоже оказался не промах: для начала он процитировал нам эти самые данные и сказал, что работает в МОЭСК четыре месяца, и за это время разработал и внедрил программу «Подключение за пять шагов», которое требует всего трех визитов потребителя в разные электроконторы. Кроме того, МОЭСК внедрил горячую линию, контроль всех сроков, электронную запись и прочие полезные вещи.

И тут я стала на него наезжать, прямо как Алексей Пивоваров на премьера Медведева: вы что, не знаете, что у вас в стране творится? Месяцами хожу, переношу свои бумажки из одного кабинета в другой, за бланками и то приходится ездить, потому что на сайте ни черта нет. Выкладываю все свои претензии. А он мне: «Покажите, пожалуйста, свой договор с нашей организацией». Я достаю, а начальник всматривается и замечает: «Какой-то договор странный, и фамилия Загородний (лицо, которое подписало мой договор от МОЭСК) мне неизвестно». У меня все внутри упало: наверное, думаю, тот специалист, которого я сначала наняла для всей этой возни, а потом уволила за хамство, подсунул мне какую-то липу, изготовленную в домашних условиях.

Но начальник оказался дотошным: позвонил помощнику и приказал узнать, кто такой Загородний. Через 30 секунд помощник прибегает и объясняет: это в другом моэске. Оказалось, их в Москве две организации называются «ОАО МОЭСК», обе располагаются на Дербеневской, обе — наследницы РАО ЕЭС, и я пришла не в ту.

Пришлось долго извиняться, переводить разговор на экономическую эффективность и износ высоковольтых линий. Наконец, пытаясь сохранить остатки достоинства, я ретировалась в пресс-службу. Там участливые люди объяснили мне, что тот моэск, в котором я нахожусь, ведает всеми электросетями Москвы и большей части Московской области. Но некоторые города Подмосковья — примерно 2 миллиона потребителей — находится в ведении у другого моэска. И сайт у него другой: не moesk.ru, а oaomoesk.com. И живут они в соседнем здании. Тут я догадалась, что во всем виноват Чубайс, и спросила, а почему он так криво поделил РАО ЕЭС?

Оказалось, что не Чубайс виноват, а губернатор Громов. Когда сетевые энергетики объединяли Москву с областью в одном моэске, губернатор заволновался, что ему ничего не останется, и ему кинули с барского плеча примерно пятьдесят подмосковных городов.

Этот второй моэск на 100% принадлежит московской области, и порядки там абсолютно пещерные. Впрочем, в «Водоканале» еще хуже, а вот в «Межрегионгазе» — чуть цивилизованнее. Но эти две конторы хотя бы не обещают «бесплатного подключения».

Мне показалось, что замгендиректора того моэска, в который я попала по ошибке, верит, что ему удастся все улучшить. И впрямь, при том стартовом состоянии, в котором ему досталось хозяйство, улучшения провести не так уж сложно. Его программа сулит сокращение беготни и сроков (сейчас по норме 6 месяцев, в реальности всегда дольше). Но я никогда не поверю, что в Москве можно что-то сделать за 550 рублей. Я заплатила за работу по прокладке десяти метров кабеля от столба до дома 28 тысяч. Организация, которую я наняла, обеспечила и свою часть требуемых бумажек, но я надеюсь, что и монтеру, который залезал на столб, что-то досталось. А если по замыслу правительства все это действо, требующее тонны актов, согласований и прочих бумажек, должно обходиться потребителю в 550 рублей, то получит ли что-то подмосковный электрик, у которого зарплата 20 тысяч? А если не получит, то кто полезет на столб?