Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

・ Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

Когда появились в России первые либералы?

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Прозаседавшиеся: как не угодить в ловушку пустых совещаний

Дэвид Лэнсфилд

Четыре урока цифровой трансформации от Levi’s

Хармит Сингх

Как заинтересовать инвестора, не сказав ни слова

Хуан Мартинес

Как мы программируем себя и других с помощью слов

Светлана Иванова

К концу ХIХ века в России явно обозначились два оппозиционных к самодержавной власти направления.

Одно готово было к медленной, но неустанной реформаторской работе — без пальбы, без кровопролития. Другое хотело достигнуть цели быстро — путем революционным, под грохот выстрелов.

Впрочем, как постепенно прояснилось, и цели у них тоже были разные.

Что это такое — либералы, либерализм? Либерализм — идеология, идейное течение. Главная его задача — защитить права личности, «обеспечить личности пространство для самореализации»*. Но не во всякой стране и не всегда эта задача актуальна для самих ее граждан. Десятилетия подавления личной свободы и личности могут полностью атрофировать у них желание обрести украденную свободу. Они перестают замечать ее отсутствие, привыкнув к нему.

Когда появились в России первые либералы?

По-видимому, еще в начале XIX века (поэтому смехотворно звучат невежественные суждения о том, что нам их сегодняшний «Запад» наслал…).

«Приход к власти Александра I ознаменовал начало новой эпохи. Закончился ХVIII век. Слово “свобода” носилось в воздухе. Тогда, на рассвете александровского царствования, быстрые преобразования казались возможны. Советниками молодого царя были все сплошь “европейцы” — по образованию и убеждениям…». К ним присоединился постепенно и молодой М. М. Сперанский. Он написал в начале века ряд политических записок, где утверждал — «государственный строй, существующий в России, должен измениться: деспотия призвана уступить место “истинной”, конституционной монархии». Размышлял о свободе человека, вслед за Кантом считая «свободу изначально данной человеку благодаря его разумной свободной воле»**. Полагают, что он и был у нас едва ли не первым либералом. Но Александр I в «Плане государственного образования», над которым особенно упорно работал Сперанский и против которого дружно поднялась верхушка дворянства, увидел угрозу самодержавию.

«Поздним вечером 17 марта 1812 года, после беседы с царем, в полицейской карете опальный фаворит отправился в ссылку в Нижний Новгород»***. Правда, через 4 с лишним года назначен пензенским губернатором, затем — губернатором Сибири, затем — возвращен в Петербург… Тем не менее его драматическая судьба поучительна для желающих понять историю России.

А вот для закругления темы — сегодняшний взгляд на либеральные воззрения: это когда «можно все обсуждать, кроме одного: человек важнее государства (то есть это не обсуждается, а постулируется. — М.Ч.). Да, примат прав человека, примат интересов человека должен быть определяющим для построения любого общества, а государство — это наемная группа людей, которые чистят мой унитаз, определяют мою внешнюю политику, собирают налоги и так далее»****.

Статья 2 главы 1 («Основы конституционного строя») действующей Конституции России, принятой в 1993 году, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вопреки этому давно принятому во всем цивилизованном мире либеральному воззрению сегодня в России разными ее гражданами предлагаются такие варианты конституции, где «высшими ценностями России» провозглашаются «единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России», а также «ответственность России за судьбы мира и человечества» (!). А «человеческая жизнь, достоинство и свобода человека» поставлена в этом перечне «высших ценностей», увы, на 9-е место.

В конце ХIХ разгромленную партию «Народная воля» сменила близкая ей по революционному способу решения общественных задач партия эсеров (социалистов-революционеров). Впоследствии внутри нее выделилась Боевая организация партии. Она-то и занялась взрывами и выстрелами, продолжая дело народовольцев.

Сама же партия быстро завоевала внимание и доверие русских крестьян — она обещала им землю!..

Эсеры не верили Марксу — что только после надлежащего развития капитализма Россия созреет для революции. Они торопили историю — настаивали на низвержении самодержавия и немедленной организации общества по социалистической модели. Они надеялись, что капитализм России не понадобится — верили в стихийный социализм крестьян: зачатки его они видели в общине.

В основу программы партии эсеров легла концепция социализации земли — «изъятие всех частных земель и передача их в общественное владение после уравнительного передела»*****. Провозглашалось: земля — общая. Собственность на нее не предусматривается. Заведуют ею органы местного самоуправления.

Такое было понятно, поскольку опиралось на вековые общинные традиции. И понравилось крестьянам. Поэтому лозунг эсеров беспардонно позаимствуют потом у них большевики — из чисто тактических соображений: чтобы привлечь на свою сторону крестьян. И это им удастся.

*Алексей Кара-Мурза. Предисловие. В кн.: Российский либерализм: идеи и люди. М., 2004. С. 9.

**Ирина Худушина. Михаил Михайлович Сперанский: «Поменять шаткое своеволие на свободу верную…». В кн.: Российский либерализм… С. 13—15.

***Там же. С. 18.

**** Андрей Мовчан в передаче «Без дураков» на «Эхе Москвы» 2 августа 2014 г.

*****Долуцкий И.И. Отечественная история: ХХ век. 10—11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч. 1. С. 53.