Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

・ Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

Связь церкви с государством осуществлял Святейший Синод. Он состоял из епископов. Их назначал государь — как и возглавлявшего Синод обер-прокурора.

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Команда vs коллектив

Катценбах Йон,  Смит Дуглас

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Революция предпринимателей

Айзенберг Дэниел

Три причины отказаться от концепции лидеров мнения в маркетинге

Грег Сателл

В России любой подданный мог сменить конфессию, подав прошение в МВД. Только православный не имел этого права — хотя крестят русских в первые месяцы жизни, без участия их личного выбора. Только в апреле 1905 года указ о веротерпимости провозгласил: «Считать, что отпадение от православной религии в другую христианскую религию или учение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой никаких вредных последствий относительно личных и гражданских прав…».

Православие было государственной религией. Это значит — начальник департамента мог задать подчиненному вопрос: почему тот давно не был на исповеди?.. Это было одной из причин того, что в начале ХХ века образованная часть общества, дорожащая свободой своей совести, отходила от религии.

Связь церкви с государством осуществлял Святейший Синод. Он состоял из епископов. Их назначал государь — как и возглавлявшего Синод обер-прокурора. Им в России с 1880 по 1905 год был воспитатель Александра III К. Победоносцев. Про него и окрашенную его прямым воздействием эпоху Александр Блок впоследствии написал в поэме «Возмездие»:

Обер-прокурор и впрямь сильно напоминал сову…

По его мнению, «гибельное саморазвитие общества следует заменить строгой его опекой со стороны власти. Следует взять под жесточайший контроль главное — души человеческие». Ибо, учил обер-прокурор, «не учреждения важны, а люди». «Надо пересоздать их внутренне, возродить набожность, трезвость, семейные узы, понятия долга и дисциплины. <…> Действует цензура, обер-прокурор лично прочитывает всю прессу и литературу, дает указания о чистке читален и библиотек» (Долуцкий И. И. Отечественная история: ХХ век. 10-11 кл. Ч.1. С. 45).

В первые пореформенные десятилетия в России бурно развивается предпринимательская деятельность. Особенно успешными предпринимателями становятся старообрядцы и иудеи (то есть евреи, следующие своей конфессии — иудаизму).

Причину этого объясняет в интервью Анне Натитник (журнал The Harvard Business Review, декабрь 2015) историк Ирина Поткина:

« — Большую роль сыграл тот фактор, что у нас (т. е. в Российской империи. — М. Ч.) преследовались ответвления от православия, в том числе старообрядчество, а также иудаизм. Староверы и иудеи не могли поступать на государственную или военную службу, поэтому, чтобы реализовать себя, они уходили в предпринимательство. Среди известных бизнесменов-староверов можно назвать Морозовых, Рябушинских, Гучковых, Алексеевых*, Коноваловых. Они были купцами, фабрикантами, промышленниками. Евреи в основном выбирали финансовую сферу. Они были в числе учредителей многих банков первого уровня…».

Любопытно, что банковская деятельность первое время считалась неблагородной (иное дело — промышленность!).

Бизнес иудеев «был ограничен чертой оседлости (в нее входило 14 губерний из 49 в Европейской части страны)… Занятие торговлей и промышленностью требовало приписки к купеческому сословию. Купцы-иудеи имели право в течение определенного времени находиться за пределами черты оседлости. Для купцов первой гильдии, например, этот период составлял в общей сложности девять месяцев в году. Черта оседлости и сословный принцип не распространялись на евреев, получивших высшее образование…

— Как старообрядцы и иудеи, ставшие предпринимателями, относились к власти?

— Критически. Это и понятно: зачем тем, кого преследуют по религиозному признаку, поддерживать правительство?».

Мария Федоровна Морозова (чей знаменитый особняк и сейчас красуется в Москве на Воздвиженке) отказала Ивану Владимировичу Цветаеву, обратившемуся к богатым людям за помощью в создании Музея, — потому только, что Музей изящных искусств носил тогда имя Александра III. Но дала денег на Музей Отечественной войны 1812 года.

Столыпин задумывал и школьную реформу — общедоступность, а затем и обязательность начального образования.

Но, конечно, главные его реформы относились к земле.

Земля оставалась в начале ХХ века в центре обсуждения настоящего и будущего России с ее бескрайними просторами.

Это был вопрос не только экономический, но и духовный. И даже душевный. Сегодня далеко не все уже могут это понять. Вернее — почувствовать.

«Все мы, русские дети, были связаны с Россией от самого рождения бесчисленными нитями, — вспоминал в вынужденной эмиграции, горюя о том, что у его детей нет “этой живой, реальной России”, князь Сергей Евгеньевич Трубецкой, сын известного философа и отец известнейшего лингвиста. — Для нас лично очень существенную роль играла наша связанность с землей — принадлежность к поместному классу. Можно чувствовать эту органическую связь с Отечеством и не зная истории. Так чувствует ее крестьянин, безвестные деды и прадеды которого покоятся на сельском кладбище». Но для князя, знающего «историю своих предков», важны были особые нити, связывающие его «с родной землей и ее прошлым…»**.

Столыпин предложил правительственную программу, в центре которой была аграрная реформа. Ее главной идеей было разрешение крестьянину свободного выхода из общины.

Община, или мир — эти слова закрепились в свое время именно за крестьянским обществом, формирующимся в каждом русском селе. Важной чертой мира была круговая порука — коллективная ответственность за разного рода повинности в пользу государства (до военной реформы — кого из молодых парней в этом году отдавать в рекруты).

Важной частью такого устройства жизни российского крестьянства было общинное землевладение.

Великая Реформа оставила общинный принцип в нерушимости. В общинном владении оказалось около 80% всей крестьянской земли. То есть земля не была собственностью российского крестьянина — он владел ею временно: пользовался для посевов и сбора урожая.

Каждые несколько лет землю делили всем миром заново. И каждый получал уже другой надел. Потому, в сущности, не было стимула холить свою землю — удобрять ее и проч. Ясно, что это тормозило экономическую жизнь деревни.

*К этому роду принадлежал К. С. Станиславский.

**Трубецкой С. Минувшее. Paris, 1989. С. 37.