Путевые заметки: Путин, религия и формула успеха | Большие Идеи

・ Экономика

Путевые заметки: Путин, религия и
формула успеха

Хотя в США принято винить Россию за недемократичность, внутри страны свобода — скорее риторика, особенно в сфере религии. Блог Ицхака Адизеса.

Автор: Ицхак Адизес

читайте также

Как усилить топ-команду для работы в кризис

Анна Тимофеева

Почему мы так неравнодушны к региональной валюте

Селия де Анса

Хватит использовать военные метафоры в стратегии

Фрэнк Сеспедес

Почему советам директоров больше не нужно собираться в офлайне

Кит Феррацци,  Сара Запп

Путин

В Белоруссии я смотрю программу CNN под названием «Царь Путин». Ее авторы утверждают, что Путин разрушает русскую демократию, от которой столь многого ждали. Если бы я смотрел программу, лежа в своей кровати в Санта-Барбаре, то, думаю, согласился бы не задумываясь. Но в Минске я взглянул на эту проблему по-новому.

Почему всех так шокируют действия Путина?

Перемены — процесс нелинейный. Это всегда два шага вперед, один назад. С этим законом знакомы даже те, кто сидит на диете. Всегда случаются рецидивы. Не бывает таких изменений, когда все катится по заранее просчитанной дорожке. И это тем более относится к России, которая вообще никогда не имела дела с демократией. На протяжении всей своей истории страна переходила от одной формы диктатуры к другой.

Входя в новый век, Россия переживала масштабную трансформацию. Действительно, просто ли осуществить переход от централизованного планирования к рыночной экономике?

Если вы пытаетесь сделать менее централизованной всего лишь компанию, не страну, противодействие будет огромным, ведь идет ломка сложившейся культуры. А здесь мы говорим именно о стране, причем одной из самых больших на планете, экономика которой перешла от государства в частные руки, от коммунистической модели к капиталистической. И это не просто смена владельцев, это — перестройка всей системы ценностей. Невозможно осуществить такие изменения без откатов назад. Это нормальный процесс.

К тому же исторически Россия не просто привыкла мириться с властью, она обожествляла ее. Вот почему так долго держалось могущество Сталина. Тех, кто нарушал эту традицию, как Борис Ельцин, презирали и презирают до сих пор. Ельцин прилюдно появлялся в пьяном виде и плясал как шут гороховый. Он развалил Советский Союз, и его считают правителем, который разрушил былую славу России. С другой стороны, Путина многие воспринимают как человека, который восстановил национальную гордость и самоуважение. Его обвиняют в том, что он мешает укреплению демократии, не дает поднять головы полноценной политической оппозиции. Но обвинители не учитывают сегодняшних настроений в России. Оппозиционную партию, критикующую российскую политику, воспринимают как партию, пытающуюся ослабить страну. Россия находится на том этапе культурной эволюции, когда рано ожидать установления «конкурентной демократии». Учитывая многовековой опыт обожествления власти, понятие о политической конкуренции пока не может здесь прижиться.

Русские евреи, которые эмигрировали в Израиль с 1970-х по начало 90-х годов, испытали то, что социологи называют «шоком свободы». Они не верили своим ушам, когда слышали, как свободно там ругают и высмеивают правительство. Для них это было кощунство, сродни плевку в собственную мать.

Необходимо понять, что политический строй зависит далеко не только от принципов избрания руководителей. Он зависит в первую очередь от культурной составляющей. И то, что принято в одной культуре, может быть абсолютно чуждо для другой.

Вот другое наблюдение: в американских газетах Путина критикуют за то, что он мешает нам проводить свою политику в отношении Ирана и Косова. Не странно ли? А чем мы сами занимались в 1962 году, когда русские размещали ракеты на Кубе? Мы были готовы начать войну. Теперь Буш размещает ракеты прямо у границ России, и мы еще хотим, чтобы Путин смотрел на это и смиренно молчал. Какая наивность!

Поймите правильно, я вовсе не собираюсь оправдывать Путина. Я только хочу сказать: то, что он делает, — вполне логично и предсказуемо. Если бы не Путин, то кто-то другой сделал бы то же самое. Путин участвует в неизбежном для страны сценарии; он дает ответ на потребность российского общества в стабильности, потому что перемены, через которые оно прошло, потрясли его до основания.

Россия действительно пережила коренные преобразования, и ей необходимо занять устойчивое положение перед тем, как продолжить путь к дальнейшей демократизации. Когда этот процесс возобновится, он должен черпать энергию внутри страны, а не от Соединенных Штатов. Потому что иначе изменения будут восприниматься как подчинение иностранным интересам. Во-первых, Россия должна вернуть себе чувство гордости, которое она потеряла вместе с распадом СССР. Во-вторых, она должна научиться контролировать дикий капитализм, который иначе принимает гротескные формы. (В Москве это хорошо заметно: люди побираются на улицах, в то время как все вокруг демонстративно заточено под миллионеров. Такое неравенство было совершенно чуждо коммунистической идеологии, и люди этого не забыли.)

Как и при лечении, изменения должны произойти в первую очередь изнутри. Нельзя поручить их кому-то постороннему, вмешательство только затормозит эволюцию, естественный и неизбежный ход вещей.

Одесса

Как я и боялся, не могу уснуть. И есть хочется. Залезаю в мини-бар… Так-так, нашел презервативы.

Что-то не припомню презервативов в мини-барах американских гостиниц. Может, в Америке не бывает случайного секса? Или дело в той роли, которую играет религия? Откройте ящик ночного столика в любом отеле в США, и вы обнаружите Библию. Но презервативы? Боже упаси.

Знаете, о чем я подумал? Америка все больше превращается в религиозное государство, и декларируемая свобода совести — это только для приличия. Некоторые религии здесь более равны, чем другие. Посмел бы Либерман вести избирательную кампанию как иудейский кандидат, подобно тому как Хакэби вел свою кампанию в качестве кандидата-христианина? А мормон Ромни, похоже, проиграл именно потому, что многие избиратели убеждены: Церковь святых последних дней не имеет отношения к христианству.

Чем это обернется в будущем? Может быть, со временем я почувствую себя лишним в этой стране, или стану второсортным гражданином, потому что не христианин? Мне говорят, что в США государство и религия отделены друг от друга. Это означает, что никто не может быть ущемлен в гражданских правах из-за вероисповедания. Но в действительности Ромни выбыл из президентской гонки потому, что он мормон.

Риторика — это одно, реальность — совсем другое.

Дания

Все это крутилось в моей голове, когда я приехал в Данию, чтобы заняться медитацией. Довольно трудно передать мои размышления... Ход мыслей — как секс: если вы попытаетесь детально описать процесс, это будет грубо, даже мерзко. На практике же все иначе. Но, хотя описывать и толковать ход мыслей бесполезно, поскольку это исключительно индивидуальный опыт, мне все-таки хочется поделиться с вами одним из своих озарений.

В своих лекциях, статьях и книгах я часто говорю об одном условии успеха: наша энергия ограничена, и если тратить ее на внутренние разрушительные конфликты, то не хватит сил на конкурентную борьбу.

Энергия ограничена.

Энергия ограничена?

А вот можно с этим поспорить.

Представьте, что поток энергии бесконечен. Не ограничен, а бесконечен. Энергия целиком в нашем распоряжении, поскольку изначально мы свободны от любых фильтров или барьеров, которые мешают ею воспользоваться.

Откуда берутся эти фильтры и барьеры? Они появляются из нашего опыта и внутреннего «шума» в голове, который мешает нам установить контакт со Вселенной и этой бесконечной энергией.

Иногда нам удается убавить этот шум, и мы слышим Бога — это случается, когда мы перестаем приписывать себе Его силу и строить свою судьбу отдельно от Него. И тогда формула успеха меняется: все постороннее — «делитель» в этой формуле — становится меньше, а общее «значение» возрастает. Бесконечную энергию мы получим, когда делитель будет устранен вовсе, когда мы станем едины с Богом. Станем единым целым.

Это может и не случиться за одну человеческую жизнь. Но процесс уменьшения «делителя» — шумов в голове — это тот духовный путь, которого придерживается человек ищущий. И я присоединился к тем, кто идет по этому пути.

Удачи вам и хороших выходных. И напишите, если испытаете и почувствуете что-то подобное.

С огромным уважением, где бы вы ни находились и во что бы ни верили.

Ицхак Калдерон Адизес