«Привлекательная и сорит деньгами»: что инвесторы говорят о женщинах | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Привлекательная и сорит деньгами»: что инвесторы говорят
о женщинах

Как венчурные капиталисты характеризуют мужчин и женщин-предпринимателей

Авторы: Жанет Йоханссон , Йоаким Винсент , Малин Мальмстрем

«Привлекательная и сорит деньгами»: что инвесторы говорят о женщинах
Фото: Rawpixel / Unsplash

читайте также

Руководить при любой погоде

Бун Мэри,  Сноуден Дэвид

С деньгами на выход: что стартаперам нужно знать об «изгнании» из компании

Майкл Эвенс,  Мэтт Маркс

Почему руководители так тяжело расстаются со своими постами?

Маршалл Голдсмит

Как ИИ влияет на наше самоощущение

Гизем Яльсин ,  Стефано Пунтони

Лексика, которую используют венчурные капиталисты, обсуждая предпринимателей и оценивая их инвестиционные предложения, играет важную, хотя и не очевидную роль в том, кто и почему получит финансирование. Однако узнать, что именно говорят венчурные инвесторы, довольно сложно, поскольку все обсуждения ведутся за закрытыми дверями. Мы получили возможность посещать совещания одного шведского государственного венчурного фонда и в течение двух лет наблюдали за тем, как общаются между собой представители данной отрасли. Нам сразу бросился в глаза один факт: обсуждая предпринимателей мужского и женского пола, инвесторы используют очень разную лексику. И эта разница сказывается не только на тех, кто стремится привлечь капитал, но и на обществе в целом.

Прежде чем перейти к обсуждению нашего исследования, стоит сказать пару слов о государственном венчурном капитале, который является одним из наиболее важных источников финансирования для предпринимателей. С 2007 по 2013 год государственные венчурные фонды стран ЕС инвестировали в инновационное развитие малого и среднего бизнеса €3 621 000 000. Во всем мире такие организации помогают компаниям преодолевать недостатки финансирования, поддерживают их рост и инновации, поскольку венчурные капиталисты могут идти на риск в ситуациях, когда это запрещено делать банкам. А когда оценить потенциал продукта или рынка крайне сложно, решающим фактором для государственных венчурных фондов становится личный потенциал предпринимателя.

В Швеции женщины владеют и управляют примерно третью всех предприятий, однако не получают соответствующей доли государственного финансирования. Основанные женщинами компании получает значительно меньше — всего 13–18%. Остальное же достается предпринимателям-мужчинам.

И здесь мы возвращаемся к нашему исследованию. С 2009 по 2010 год мы наблюдали за совещаниями представителей государственного венчурного фонда, а, главное, за тем, как они обсуждали предпринимателей, подавших заявки на финансирование. Изначально перед нами стояла задача изучить процесс принятия решений и помочь фонду его оптимизировать. Мы не искали связь между полом предпринимателей и словами инвесторов. Однако, когда мы стали анализировать все собранные нами данные, эта связь бросилась нам в глаза. Поэтому мы решили изучить ее повнимательнее.

Мы наблюдали за личными закрытыми обсуждениями, в ходе которых принимались окончательные решения по 125 заявкам на получение венчурного капитала: 99 (79%) из них подали мужчины, а 26 (21%) — женщины. Группа венчурных капиталистов, представлявших государственный сектор, включала в себя семь человек: двух женщин и пять мужчин. Общая продолжительность наблюдений составила 36 часов, а расшифровка обсуждения заняла в общей сложности 210 страниц. После кодировки данных мы перевели выражения со шведского на английский. Мы затем перевели их обратно и обратились к опытному лингвисту для обеспечения контроля качества перевода.

Анализируя эти разговоры, мы обращали внимание на то, как инвесторы отзывались о потенциале предпринимателей и описывали мужчин и женщин в целом. Нас интересовали слова и предложения, описывающие авторов заявок на финансирование, комментарии по поводу их внешности и одежды, а также общая динамика диалога. Такой подход позволил нам выделить ряд характерных тем, которых касались участники совещаний.

За рядом исключений, большинство венчурных капиталистов воспроизводило стереотипный образ женщин, согласно которому они не обладают необходимыми для предпринимателей качествами. Под сомнение ставились их надежность, добросовестность, опыт и знания.

Стереотипы же, на которые опирались распорядители венчурного капитала, оценивая предпринимателей мужского пола, наоборот, только укрепляли их потенциал: они воспринимались как решительные, изобретательные, компетентные, опытные, осведомленные и обладающие полезными связями.

На основании полученных выводов мы сформировали собирательные образы предпринимателей женского и мужского пола. Ниже они проиллюстрированы репликами венчурных капиталистов.

В этих образах отражается ряд ключевых различий в том, как венчурные капиталисты воспринимали авторов заявок на финансирование в зависимости от их пола. Предпринимательский потенциал мужчин был для них очевиден, а вот у женщин он им казался слабым. Инвесторы обращали внимание на молодость предпринимателей, но для мужчин она была признаком перспективности, а для женщин — неопытности. Мужская агрессивность и заносчивость рассматривались как положительные качества, в то время как воодушевленность предпринимателей-женщин списывали на их излишнюю эмоциональность. Осторожность также оценивалась по-разному в зависимости от пола претендента на финансирование.

Неудивительно, что решение о том, кто получит финансирование, было во много обусловлено этими стереотипами. В среднем, женщины-предприниматели получали только 25% от запрашиваемой суммы, мужчины — 52%. Кроме того, женщины получили значительно больше отказов: почти 53% заявок от предпринимателей женского пола были отклонены, от мужчин — 38%. Поразительные цифры, учитывая, что финансовые решения государственных венчурных фондов должны соответствовать государственным и общеевропейскими критериями равноправия и гендерного равенства.

Представленные нами результаты вызвали бурное обсуждение. На государственном уровне наши выводы дали толчок разработке новой стратегии распределения государственного венчурного капитала. Они также способствовали созданию новых правовых актов. У самих венчурных капиталистов наши находки вызвали целую гамму эмоций: чувство безысходности от осознания причастности к дискриминации, полное отрицание, огорчение, а также радость от того, что гендерная дискриминация была предана огласке.

Конечно, акцент на одном типе венчурных инвесторов ограничивает сферу применения нашего анализа. Однако, наше исследование свидетельствует о том, что языковые стереотипы подкрепляют образ мужчины как истинного предпринимателя, и дискредитируют женщин, занимающихся бизнесом. Стереотипы неизбежно сказываться на распределении финансирования, но могут повлечь и другие серьезные последствия. Государственный венчурный капитал призван использовать деньги налогоплательщиков, чтобы стимулировать развитие бизнеса на пользу всего общества. Из-за гендерной дискриминации самые перспективные компании рискуют лишиться инвестиций. Таким образом, страдают не только женщины-предприниматели, но и все общество.

Об авторах

Малин Мальмстрем (Malin Malmstrom) — профессор предпринимательства и инноваций в Технологическом университете Лулео.

Жанет Йоханссон (Jeaneth Johansson) — профессор бухгалтерского учета и контроля в Хальмстадском университете и Технологическом университете Лулео.

Йоаким Винсент (Joakim Wincent) — профессор предпринимательства и управления в Школе экономики Ханкен и Университете Санкт-Галлена.