«Привлекательная и сорит деньгами»: что инвесторы говорят о женщинах

«Привлекательная и сорит деньгами»: что инвесторы говорят о женщинах
|15 февраля 2019| Малин Мальмстрем Жанет Йоханссон Йоаким Винсент

Лексика, которую используют венчурные капиталисты, обсуждая предпринимателей и оценивая их инвестиционные предложения, играет важную, хотя и не очевидную роль в том, кто и почему получит финансирование. Однако узнать, что именно говорят венчурные инвесторы, довольно сложно, поскольку все обсуждения ведутся за закрытыми дверями. Мы получили возможность посещать совещания одного шведского государственного венчурного фонда и в течение двух лет наблюдали за тем, как общаются между собой представители данной отрасли. Нам сразу бросился в глаза один факт: обсуждая предпринимателей мужского и женского пола, инвесторы используют очень разную лексику. И эта разница сказывается не только на тех, кто стремится привлечь капитал, но и на обществе в целом.

Прежде чем перейти к обсуждению нашего исследования, стоит сказать пару слов о государственном венчурном капитале, который является одним из наиболее важных источников финансирования для предпринимателей. С 2007 по 2013 год государственные венчурные фонды стран ЕС инвестировали в инновационное развитие малого и среднего бизнеса €3 621 000 000. Во всем мире такие организации помогают компаниям преодолевать недостатки финансирования, поддерживают их рост и инновации, поскольку венчурные капиталисты могут идти на риск в ситуациях, когда это запрещено делать банкам. А когда оценить потенциал продукта или рынка крайне сложно, решающим фактором для государственных венчурных фондов становится личный потенциал предпринимателя.

В Швеции женщины владеют и управляют примерно третью всех предприятий, однако не получают соответствующей доли государственного финансирования. Основанные женщинами компании получает значительно меньше — всего 13–18%. Остальное же достается предпринимателям-мужчинам.

И здесь мы возвращаемся к нашему исследованию. С 2009 по 2010 год мы наблюдали за совещаниями представителей государственного венчурного фонда, а, главное, за тем, как они обсуждали предпринимателей, подавших заявки на финансирование. Изначально перед нами стояла задача изучить процесс принятия решений и помочь фонду его оптимизировать. Мы не искали связь между полом предпринимателей и словами инвесторов. Однако, когда мы стали анализировать все собранные нами данные, эта связь бросилась нам в глаза. Поэтому мы решили изучить ее повнимательнее.

Мы наблюдали за личными закрытыми обсуждениями, в ходе которых принимались окончательные решения по 125 заявкам на получение венчурного капитала: 99 (79%) из них подали мужчины, а 26 (21%) — женщины. Группа венчурных капиталистов, представлявших государственный сектор, включала в себя семь человек: двух женщин и пять мужчин. Общая продолжительность наблюдений составила 36 часов, а расшифровка обсуждения заняла в общей сложности 210 страниц. После кодировки данных мы перевели выражения со шведского на английский. Мы затем перевели их обратно и обратились к опытному лингвисту для обеспечения контроля качества перевода.

Анализируя эти разговоры, мы обращали внимание на то, как инвесторы отзывались о потенциале предпринимателей и описывали мужчин и женщин в целом. Нас интересовали слова и предложения, описывающие авторов заявок на финансирование, комментарии по поводу их внешности и одежды, а также общая динамика диалога. Такой подход позволил нам выделить ряд характерных тем, которых касались участники совещаний.

За рядом исключений, большинство венчурных капиталистов воспроизводило стереотипный образ женщин, согласно которому они не обладают необходимыми для предпринимателей качествами. Под сомнение ставились их надежность, добросовестность, опыт и знания.

Стереотипы же, на которые опирались распорядители венчурного капитала, оценивая предпринимателей мужского пола, наоборот, только укрепляли их потенциал: они воспринимались как решительные, изобретательные, компетентные, опытные, осведомленные и обладающие полезными связями.

На основании полученных выводов мы сформировали собирательные образы предпринимателей женского и мужского пола. Ниже они проиллюстрированы репликами венчурных капиталистов.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/794291

2019-02-15T17:28:03.488+03:00

Fri, 15 Feb 2019 15:35:09 GMT

«Привлекательная и сорит деньгами»: что инвесторы говорят о женщинах

Как венчурные капиталисты характеризуют мужчин и женщин-предпринимателей

Бизнес и общество / Этика и репутация

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/1a/11x047/original-1d51.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия