Где у вашей компании провалы в этике

Где у вашей компании провалы в этике
|12 сентября 2019| Юджин Солтес

У каждой достаточно крупной организации есть слабые места с точки зрения этики — это области, где представления о допустимом расходятся с нормами, прописанными руководством. В этих сферах сотрудники принимают как должное (или даже одобряют), например, ненормативную лексику, слишком агрессивные методы продаж или конфликт интересов и злоупотребление служебным положением. Такие моменты не только угрожают репутации компании, но и несут юридические риски.

Многие руководители не догадываются об опасности этих «черных дыр» до тех пор, пока не разгорится скандал и не возникнет угроза судебных разбирательств или санкций со стороны властей. Совет директоров часто оказывается застигнутым врасплох: «Как же мы не заметили этого раньше? Разве мы не должны были знать о слабых местах?» Программы комплаенса и соблюдения этических норм призваны предотвращать подобные потрясения — однако отвечающие за них люди больше занимаются защитой от обвинений, чем последовательным выявлением и решением проблем на ранних этапах. Впрочем, не все так плохо: руководители вполне могут снизить риски, внедрив системы раннего обнаружения проблем на основе постоянного сбора данных.

Из-за чего возникают этические пробелы? Существует несколько причин. В территориально рассредоточенной организации различные локальные нормы и культуры затрудняют внедрение и соблюдение единых стандартов и требований. Например, масштабный глобальный опрос EY, посвященный недобросовестным методам ведения бизнеса, показал: если в Швейцарии нет менеджеров высшего звена, готовых поучаствовать в фальсификации финансовой отчетности, то во Вьетнаме и Индонезии таких больше четверти. Отношение к коррупции и этические принципы могут зависеть и от демографических характеристик. По данным опроса EY, дать денежную взятку ради выживания компании в период экономического спада готов каждый пятый сотрудник моложе 35 лет — и лишь каждый восьмой сотрудник старше 35.

Прежде чем разрабатывать план по выявлению этических пробелов в корпоративной культуре, необходимо усвоить два момента.

Во-первых, в вашей фирме совершенно точно что-то не в порядке. Изучив информацию от нескольких внутренних источников в трех инновационных компаниях из Fortune 100 (ни одной из них в последнее время не предъявлялись обвинения ни по уголовным, ни по административным делам), я обнаружил, что в среднем раз в три дня в каждой из этих компаний совершались нарушения (взятки, финансовые махинации), которые потенциально могли повлечь санкции властей. Частота нарушений в этих фирмах отчасти объясняется их крупным размером, но при этом в них внедрены одни из самых надежных и эффективных систем контроля, которые мне доводилось наблюдать. Нарушения в этих организациях куда менее серьезны, чем те, что обычно попадают в заголовки новостей, — и все же они подтверждают: даже те компании, которые активно инвестируют в программы комплаенса, не защищены от должностных преступлений в полной мере.

Во-вторых, о значительном числе нарушений вам никогда не сообщат по внутренним каналам. Те проблемы, о которых узнает руководство, почти всегда представляют собой лишь вершину айсберга — и это не может не беспокоить. И хотя некоторые юристы считают, что упреждающие попытки выявить махинации сотрудников могут в конце концов обернуться против самой компании, пребывание в блаженном неведении точно не пойдет на пользу бизнесу. Игнорировать пробелы в корпоративной этике особенно опасно сейчас, когда сотрудники, не достучавшись до руководства, все чаще жалуются журналистам или властям.

Как собрать данные о слабых местах

Итак, вы осознали, что у вашей организации есть этические пробелы. Как же их выявить?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/810027

2019-09-12T07:14:55.000+03:00

Thu, 12 Sep 2019 10:06:39 GMT

Где у вашей компании провалы в этике

Простой способ выявить опасные зоны

Бизнес и общество / Этика и репутация

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/6q/5eiio/original-704.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия