«Брехунов у нас любят» | Harvard Business Review Russia
Этика и репутация

«Брехунов у нас любят»

«Брехунов у нас любят»

«Harvard Business Review Россия» расспросил профессора кафедры социальной психологии МГУ Тахира Базарова о том, как россияне реагируют на лицемерные заявления в сфере экологии. Ниже приведены отредактированные выдержки из этого интервью.

Почему компании стали чаще трубить о своих достижениях в охране окружающей среды?

Экологические темы хорошо работают на репутацию. К тому же они весьма выигрышные, людям приятно слышать о том, что кто-то что-то охраняет. С другой стороны, в нашей стране они не самые актуальные: народ не очень беспокоится по поводу экологии, его гораздо больше волнуют материальные и бытовые проблемы: все то, что находится в ближнем круге существования и влияет на жизнь непосредственно. Думаю, что если составить рейтинг проблем, которые волнуют россиян, экология не войдет даже в десятку.

Но ведь в стране есть экологическая общественность, которая влияет на интерес к этим темам?

Экологическая общественность у нас очень сильная еще со времен заката СССР — достаточно вспомнить проекты, всколыхнувшие общество: поворот сибирских рек, байкальский ЦБК. Экологи требуют углубленной экспертизы проектов и привлечения нарушителей к ответственности. Правда, их всегда обвиняют в том, что они ограничивают и запрещают: не производить целлюлозу, не использовать гербициды — но не дают внятного ответа о том, что делать надо. В обществе в целом на их повестку спроса нет. Реакция на нее, если и проявляется, то как короткий всплеск по поводу определенных случаев, попавших в фокус внимания.

Чем тогда объяснить широкое возмущение по поводу мусорных полигонов, ГМО или пальмового масла?

Мне кажется, что у людей есть определенное недовольство своей жизнью в целом, никак не связанное с экологией. Им надо найти приемлемые темы, в которых можно реализовать свое настроение. Это похоже на манипуляцию общественным мнением, потому что, насколько мне известно, никому не удалось сделать так, чтобы пальмового масла было меньше или чтобы ГМО исчезли. Разговор самодостаточен: мы об этом говорим, значит, мы в тренде.

Допустим, СМИ уличили организацию во лжи по поводу экологических мер. Как будет реагировать общественность в нашей стране?

Я бы различал два понятия: ложь и брехня. Цель человека, который лжет, — ввести адресатов в заблуждение; он сам знает, что это неправда. Брехун, напротив, не имеет целью обмануть. Он просто болтает, а нестыковки могут быть вызваны некомпетентностью, поверхностностью или даже благими намерениями: он хочет рассказать вам нечто приятное и интересное. Брехун как бы подразумевает: зачем вам факты, когда я могу дать вам эмоции, впечатления?

Для нашей ментальности характерно достаточно толерантное отношение ко лжи. А брехунов у нас просто любят, и поэтому сомнительные маркетинговые заявления могут вызвать совершенно разную реакцию: от возмущения экологическими нарушениями и ложью до восхищения источником информации (как ловко рассказывает!).

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Индустрию смартфонов меняет не Apple, а Xiaomi
Хуан Пабло Васкес Сампере
Что не так с вашими ценностями
Доминик Хоулдер,  Дональд Сулл
Не цепляйтесь за плохую стратегию
Ниро Сиванатан,  Фрик Вермюлен