«Мы проверяем все» | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Мы
проверяем все»

Что можно узнать о кандидате на пост руководителя

«Мы проверяем все»
Фото: Mackenzie Stroh

читайте также

Как достается наследство

Лансберг Айван

Хайп-машины: что делать с растущей силой социальных сетей

Рэмзи Хаббаз

«Нас ждет революция в сфере занятости»

Юлия Фуколова

Почему вам страшно возвращаться в офис

Элис Бойес

Джастус О’Брайен — один из руководителей Board and CEO Advisory Partners в составе Russell Reynolds Associates — глобальной исследовательско-консалтинговой фирмы в сфере лидерства. Недавно он рассказал HBR о том, как вместе с клиентами оценивает внерабочее поведение кандидатов на пост гендиректора. Вот несколько отредактированных выдержек из этого разговора.

Как советы директоров проверяют личную жизнь кандидатов?

Мы уговариваем компании нанять специалиста из сторонней фирмы для полной юридической проверки. На это требуется согласие кандидата, и сама проверка стоит недешево — в среднем $10 тыс. Около 85% клиентов проводят ее непосредственно перед тем, как сделать кандидату предложение, у оставшихся для этого есть внутренний процесс.

И что чаще всего всплывает?

Юридические проблемы в прошлом или настоящем. Сложности с кредитами. Дорожные штрафы. Ограничительные ордера. Расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам. Мы проверяем все. Если что-то находится, можно попросить проверяющих копнуть глубже.

Что делают советы директоров с этой информацией?

Если вылезает что-то сложное или непонятное, мы часто связываем директоров и проверяющих. Предположим, проверка кандидата показала, что недавно он был пойман пьяным за рулем. Мы сталкиваемся с таким регулярно. Совет обсуждает эту информацию, пытается понять, нет ли других инцидентов, подсказывающих, что человек в принципе склонен к неоправданному риску, и оценивает, как к ситуации относится сам кандидат: как и насколько честно он ее комментирует.

Совету директоров действительно есть дело до штрафов?

Иногда это имеет смысл. Например, череда штрафов за превышение скорости указывает на странную беспечность. Проверяющие обращают внимание и на обстоятельства нарушения. Если у человека несколько штрафов подряд выписано в 2 часа ночи, у нас к нему будут вопросы.

Исследование показывает, что многие из таких нарушений происходят и после вступления в должность. Компании как-то отслеживают их?

Во многих организациях от директоров требуют ежегодно заполнять форму и указывать такие вещи. А если корпоративный топ-менеджер оказывается замешан в уголовном деле, это обычно быстро становится известно.

А что с темой #MeToo?

Такие вещи часто не попадают в юридическое досье человека, поэтому мы задаем конкретные вопросы во время проверки рекомендаций — и не только тем, чьи имена указал кандидат в резюме. В конце каждой такой беседы я спрашиваю: «Есть ли что-то еще, что может вызвать вопросы?» Был случай, когда отзывы 10 человек были идеальными — но задав этот вопрос 11-му, я услышал такое, что сразу сказал клиенту: «Мы не сможем продолжать работу по этому кандидату». И мы отклонили его.

Ученые также обращают внимание на то, как связано со склонностью к риску наличие у гендиректора роскошных домов, машин или яхт. Вас беспокоит демонстративное потребление?

Мы часто его наблюдаем, но оно не всегда опасно.