Время сильных женщин

Время сильных женщин
|2 июня 2020| Мелинда Гейтс

В январе 2010 года в почтовом ящике моего дома неподалеку от Сиэтла обнаружилась Клепальщица Роузи: она демонстрировала свои легендарные бицепсы на обложке журнала Economist. Статья, иллюстрация к которой была вынесена на обложку, начиналась в победоносном тоне: «Сегодня, когда миру не хватает поводов для радости, у нас есть такой повод: в ближайшие месяцы доля женщин в занятом населении США перевалит за 50%!» По этому случаю журнал переделал знаменитые слова Роузи — We can do it! («Мы можем это сделать!») — в We did it! («Мы сделали это!»).

Я ценю энтузиазм Роузи, но это заявление о победе показалось мне скоропалительным. Да, в 2010 году доля женщин в работающем населении действительно превысила 50% (сейчас она составляет 49,8% всех занятых в несельскохозяйственных секторах), но традиционное неравенство никуда не делось — оно просто перешло за нами в другие сферы. Мы по-прежнему меньше зарабатываем, реже получаем повышения, а наши голоса имеют меньший вес при принятии решений.

Во всех сферах жизни в Америке именно мужчины чаще устанавливают правила, распределяют ресурсы, руководят компаниями, формируют рынки и решают, чьи истории услышит общество. А то, чего удалось достичь нам, распространяется далеко не на всех женщин. Наиболее маргинализированные в нашей стране женщины — небелые, малообеспеченные, лесбиянки, трансгендеры — по-прежнему чаще всего работают на низкооплачиваемых должностях и крайне редко достигают руководящих постов, но при этом именно они больше других подвергаются сексуальным домогательствам и насилию, связанному с их гендерной принадлежностью.

Всемирный экономический форум публикует индекс гендерного разрыва, оценивая ситуацию с равенством полов по тому, как представлены женщины в общем составе занятого населения и на должностях государственной службы, а также в статистике по здравоохранению и образованию. По прогнозам ВЭФ, при текущих темпах изменений в США гендерное равенство будет достигнуто только через 208 лет (в Канаде — через 51 год, в Великобритании — через 74). Вопреки удручающей скорости прогресса — или же как раз из-за нее — в США и во всем мире что-то начинает принципиально меняться. Женщины делятся своими историями, выходят на демонстрации, выдвигают свои кандидатуры на выборах и побеждают в них с рекордными процентами голосов. СМИ транслируют их высказывания и задают неудобные вопросы организациям, которые продолжают закрывать двери перед женщинами. Руководители компаний, ощущая давление, вынуждены доказывать, что их организации заинтересованы в гендерном равенстве, и пытаются решить проблему. От лидеров государств ждут ответа на вопрос о том, какое место в их повестке занимают женщины.

Нынешнее беспрецедентное внимание к проблеме гендерного равенства может дать толчок к небывалому прорыву, и сегодня самое время ставить высокие цели. Если поставить планку слишком низко, то женщины не дождутся тех перемен, которых они заслужили. Недостаточно просто стремиться к равноправию на рабочих местах. И бессмысленно пытаться решить трудноразрешимые проблемы — например, с харассментом и разницей в зарплатах — не осознавая, что они лишь части одной большой картины. Чтобы не упустить свой шанс, нам нужно вдумчиво определить цели.

Я считаю, что наша цель — увеличить силу и влияние женщин в обществе. Под силой и влиянием я подразумеваю возможность принимать решения, контролировать ресурсы и участвовать в планировании. Женщины прекрасно справляются с этими задачами дома, на работе и в локальных сообществах. Да, «сила и влияние» — не те слова, которые традиционно ассоциируются с женщинами, и не все женщины ассоци­ируют себя с этими словами. Признаю и то, что, поскольку моя семья обеспечена, я обладаю влиянием, доступным немногим. И все же я использую эти слова, пусть не самые точные, чтобы объяснить: то, чем в нашей стране издавна обладали мужчины (особенно белые), женщинам было недоступно.

Нужно очень многое, чтобы увеличить силу и влияние женщин: прежде всего — стратегический капитал и участие всех заинтересованных сторон. В США инициативы по продвижению гендерного равноправия постоянно недополучают финансирование. По данным онлайн-каталога благотворительных фондов Foundation Directory Online компании Candid, на каждый доллар, который частные лица жертвуют на решение проблем женщин, приходится $9,27 пожертвований на сферу высшего образования и $4,85 — на искусство. Если мы хотим увидеть результат, то нужно, чтобы больше филантропов, венчурных капиталистов, организаций и политиков было готово инвестировать в решение гендерных проблем. Кроме того, они должны уметь взаимодействовать друг с другом и с организациями, которые годами работают над этим, а также более чем с 4 млн женщин из 600 городов, которые участвовали в женских демонстрациях с 2017 года.

В 2015 году я основала инвестиционную компанию и бизнес-инкубатор Pivotal Ventures: мы продвигаем социальные программы для женщин и семей в США. Наши исследования указали на три главных направления работы и инвестиций: устранение барьеров на пути профессионального развития женщин, поддержка продвижения женщин в общественно значимых сферах и внешнее давление на институты, способные изменить статус-кво. Эта триединая стратегия поможет ускорить прогресс и получить измеримые результаты уже к 2030 году.

Каким мы видим наш успех? Это будущее, в котором женщины создают значительную долю новостного и культурного контента, активно участвуют в общественном диалоге; работают в прибыльных и быстрорастущих секторах экономики и строят там карьеру; занимают многие руководящие посты в организациях государственного, частного и социального сектора. Это будущее, в котором обязанности по уходу за членами семьи и прочая ответственность более равномерно распределяются между женщинами и мужчинами. На базовом уровне это будущее, в котором больше американцев хотят, чтобы женщины обладали силой и влиянием в обществе.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема. Несмотря на ряд успехов на пути к гендерному равенству, женщины все еще зарабатывают меньше мужчин, реже получают повышения, а их голоса имеют меньший вес при принятии решений.
Причины. Власть и влияние, которыми издавна обладали мужчины, женщинам долгое время были недоступны. Мужчины чаще задают правила, распределяют ресурсы, руководят бизнесом, формируют рынки, и именно их истории слышит общество.
Путь решения. Нужно вести работу в трех основных направлениях: устранять барьеры на пути карьерного роста женщин, продвигать женщин в значимых сферах и оказывать давление на институты для изменения статус-кво.

Стратегия 1. Разрушение барьеров

Наш анализ показал: многие люди считают, будто гендерное неравенство в профессиональном продвижении связано с личным выбором женщин, а не с несправедливостью системы. Но на протяжении истории женщинам зачастую приходилось выбирать из ограниченного числа вариантов. Моя мама, как и большинство женщин ее поколения, не получила высшего образования и не сделала карьеру; а мне это удалось — как и многим женщинам моего поколения. И дело не в моих способностях и амбициях — и, если угодно, не в моем выборе. Более важную роль здесь сыграл закон, известный как Раздел IX.

Раздел IX — принятый в 1972 году закон о гражданских правах, который запрещает дискриминацию по признаку пола в государственных учебных заведениях (коих в США абсолютное большинство). Значение этого закона для американских женщин трудно переоценить. За последние полвека доля женщин с высшим образованием выросла в три раза — и женщины не только учатся в вузах, но и выбирают для себя более перспективные сферы. До принятия Раздела IX на некоторых специальностях (юридических, медицинских, инженерных) существовали квоты, ограничивавшие число поступающих женщин. В результате женщины редко становились юристами, докто-­ра­ми, инженерами — не потому, что они сознательно не шли в эти сферы, а потому, что не могли этого сделать из-за дискриминационных политик и практик.

Организации больше не вправе открыто дискриминировать людей по признаку пола. Поэтому препятствия, с которыми сегодня сталкиваются женщины, труднее заметить и в некотором смысле сложнее устранить. Пытаясь выяснить, что больше всего мешает профессиональному росту женщин, мы проанализировали большой объем демографических данных, опросов и научной литературы. Мы выявили три главных препятствия, не позволяющих женщинам обрести силу и влияние. И вот как с ними можно бороться.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/830936

2020-06-02T09:58:56.000+03:00

Thu, 18 Jun 2020 07:59:24 GMT

Время сильных женщин

Мелинда Гейтс о том, как победить гендерное неравенство

Бизнес и общество / Этика и репутация

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/41/srar8/original-119q.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия