Одних ESG-метрик недостаточно: как (не) нужно оценивать социальную ответственность | Harvard Business Review Russia
Этика и репутация

Одних ESG-метрик недостаточно: как (не) нужно оценивать социальную ответственность

Дженнифер Говард-Гренвилль
Одних ESG-метрик недостаточно: как (не) нужно оценивать социальную ответственность
Иллюстрация: Anton Petrus/Getty Images

Уже примерно для трети всех активов мира ($30 трлн), находящихся под профессиональным управлением, рассчитываются критерии ESG, оценивающие результаты бизнеса в области экологической, социальной и корпоративной ответственности перед обществом. Это огромная сумма. С 2016 года она выросла на 30%. Только с апреля по июнь 2020 года инвесторы вложили в ESG-фонды более $70 млн, намного больше, чем недавно вкладывали за целый год.

Это значит, что компании, инвесторы и акционеры все лучше понимают: чтобы остаться конкурентоспособными, нужно по-новому мыслить и иначе управлять своим влиянием на планету. Их общая цель — устойчивость, и все согласны: чтобы достичь устойчивости, нужны новые, продвинутые метрики ESG-активности и воздействия. Теоретически считается, что, если ввести сложную систему метрик и публиковать эти данные, это заставит компании стремиться к изменениям.

Но наш текущий подход к ESG-метрикам слишком узок. Он не учитывает сложную, системную природу социальных и экологических структур, а также самих компаний. Я понимаю, что метрики нужны и неизбежны, и в этой статье я предложу меры предосторожности при их использовании и интерпретации, а также перечислю несколько действий, которые помогут бизнесу эффективно справиться с проблемами, угрожающими нашей планете и обществу.

Как метрики вводят нас в заблуждение

Измеряя сигналы, мы забываем о процессах

«Что можно измерить, тем можно управлять»: этот старый афоризм по-прежнему правдив для большинства бизнесов. Но зачастую метрики ничего не говорят нам о сложных глубинных процессах, а именно в них скрывается самая важная и полезная информация.

Чтобы исправить эту ситуацию, недостаточно просто разработать более точные метрики. Многие метрики ESG очень эффективно отражают данные. Но они предполагают причинно-следственную связь: например, чем больше женщин будет в совете правления, тем лучше будет результат. Однако метрики, которые учитывают только вводные (например, количество женщин в правлении), не учитывают результаты (например, принятие решений на основе разнообразия взглядов) и их влияние (например, пользу для общества от этих решений). Так, согласно исследованиям, сложные решения лучше принимают те команды топ-менеджеров, в которых не доминирует ни один из полов. Обратите внимание на глубинные процессы. Не просто смотрите на цифры, но спрашивайте себя, как, почему и при каких условиях они возникли.

Измеряя очевидное, мы забываем о системах

Когда мы хотим обнаружить причинно-следственную связь, мы зачастую очерчиваем неправильные границы проблем, которые хотим решить. В таких случаях метрики могут завести нас не туда — и нам станет еще сложнее проводить смелые и масштабные реформы.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Семь секретов суперпродуктивных людей
Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман
Преступление, ИИ, наказание
Лиза Квест,  Энтони Черри,  Лукас дю Крю де Йонг,  Субас Рой