Основатель eBay — о новом понимании благотворительности и социальной функции бизнеса | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Основатель eBay — о новом понимании благотворительности и социальной
функции бизнеса

Идея <br> Осознав важную ­социальную роль eBay, ­Омидьяр ­разработал ­смешанную модель финансирования, сочетающую элементы ­благотворительности и  коммерции, и реализовал ее в своей компании Omidyar Network.

Автор: Омидьяр Пьер

Основатель eBay — о новом понимании благотворительности и социальной функции бизнеса

читайте также

Долларовая ловушка

Прасад Эсвар

Душители прогресса

Вилли Ших,  Кауфман Стивен,  Клейтон Кристенсен

Ловушки сознания

Говард Райффа,  Джон Хэммонд,  Ральф Кини

Что не учла авиакомпания Malaysia Airlines

Дэвид Стивенсон

Впервые о филантропии я задумался в сентябре 1998 года — в тот день, когда акции eBay были размещены на фондовой бирже. До этого мы две недели не разгибаясь готовились к IPO. Я был измотан. А первый день торгов начался с томительного ожидания. Нам-то казалось, что стоит разместить акции на бирже, как все сломя голову бросятся ими торговать. Но выяснилось, что тут есть свои тонкости: сперва нужно дождаться завершения начальных сделок с­ участием банкиров. Вот и получилось, что биржа открылась, торги начались, а мы лишь потерянно переминались с ноги на ногу, не зная, чем себя занять. Никто и не смотрел в нашу сторону. Примерно через три четверти часа нам посоветовали обратить внимание на электронное табло — на нем вот-вот может появиться информация о eBay. И правда, спустя несколько минут мы увидели на табло «нашу» бегущую строку. Нас охватило ликование; мы обнимались и поздравляли друг друга.

Акции были размещены по $18 — и моя доля при такой цене составляла несколько сотен миллионов. К концу дня они подорожали почти до $54. Акции инсайдеров шесть месяцев блокировались, поэтому эти подсчеты были условными, «бумажными». На бумаге я стал обладателем более чем миллиарда долларов. Это было невероятно. И совершенно неожиданно. Мы с Пэм, моей нынешней женой, начали прикидывать, что же нам делать с этим свалившимся на голову богатством. Сами мы век не потратим столько. Кроме того, все случилось слишком быстро — eBay вышла на IPO лишь через три года после того, как я написал исходный программный код, и мы не успели проникнуться ощущением, что «вот она, заслуженная награда». И еще мы как-то сразу поняли, что должны найти достойное применение этим невероятным деньгам.

Спустя несколько месяцев после IPO у нас уже был свой некоммерческий семейный фонд. Исполнительным директором фонда стал наш друг, и вообще мы работали без лишних формальностей: просто давали деньги на благотворительность — то туда, то сюда. Кому-нибудь на глаза попадалась заметка в газете, мы собирались и решали: людям надо помочь. Но через пару лет поняли, что пора ставить дело на профессиональные рельсы. Мы взяли нескольких топ-менеджеров, чтобы они помогли нам применить опыт eBay к филантропии.

Для многих филантропия ничем не отличается от благотворительности, но я вижу большую разницу. По-моему, благотворительность — это проявление сочувствия, то есть финансовая помощь, позволяющая быстро облегчить страдание. При всей своей важности благотворительность не ведет к прогрессу: ясно, что в нашем мире страдание никогда не исчезнет. Благотворительные организации не очень устойчивы, но иногда необходимы, особенно в случае природных катастроф.

Другое дело — филантропия. Это латинское слово буквально означает «человеколюбие». Филантропию я бы определил как стремление улучшить жизнь людей. Чтобы предотвратить беды и страдания в будущем, нужно найти их корни. И если филантроп действительно хочет добиться устойчивого прогресса, он должен искать наилучшее применение своим деньгам.

К началу 2000-х я уже осознал, насколько серьезно изменила общество система eBay. Ею пользуются 100 млн человек, и каждого она заставила доверять подчас совсем незнакомым людям — без этого невозможны сделки в интернете. Она помогает найти работу и средства к существованию. И вот я подумал: если бы я, получив грант в $10 тысяч, основал НКО и поставил перед собой цель за десять лет создать сеть из 100 млн человек — получилось бы у меня? Вряд ли. А вот коммерческое предприятие eBay удалось решить эту задачу, причем еще быстрее и с меньшими заемными средствами.

Маленькая цена больших возможностей

Я хотел понять, как лучше использовать колоссальные ресурсы, оказавшиеся в моем распоряжении. В 2003 году я начал обсуждать это со своими советниками. Они утверждали, что филантропией занимаются только НКО — налоговая система серьезно ограничивает свободу действий в этой области. Сотрудникам моего семейного фонда трудно было бы иметь дело с заявками на проекты, финансирование которых можно было приравнять к инвестициям в коммерческое начинание. Все, что нам ­остается, — раздавать гранты. Шутить с налоговым законодательством не хотелось. Поэтому я спросил нашего советника Майка Мора, могут ли филантропы как-то иначе инвестировать в коммерческие предприятия. Он ответил: «Можно, но мы потеряем право на налоговые вычеты, а это куча денег». — «Куча — это сколько? Давай поточнее». — «Примерно $1—2 млн». Когда я это услышал, то уже не сомневался. Пара миллионов! Мы ежегодно тратим сотню миллионов на благотворительность и остаемся в плену законодательных ограничений. Разве пара миллионов — высокая цена за избавление от оков?! Решение принято, оставалось лишь найти удачную форму. В итоге мы создали Omidyar Network, общество с ограниченной ответственностью. Все сотрудники фонда стали сотрудниками ООО. Теперь они могли изучать заявки, не думая о том, чем это кончится: некоммерческим грантом или коммерческими инвестициями. Подразделение некоммерческих проектов сохранило статус НКО, но в основном использовалось в качестве «чековой книжки» для выдачи грантов.

Придуманная нами структура не имела аналогов — наши юристы говорили, что в жизни не видели ничего подобного. Сейчас уже никого не удивишь инвестпроектами, социальная направленность которых сочетается с коммерческой выгодой. Появился даже термин: социальные инвесторы. Их деятельность привлекает к себе все большее внимание. Но в то время для того, что мы делали, еще не было названия.

Найти юридическую форму оказалось делом простым. Куда труднее было другое. Сотрудник фонда и аналитик фирмы венчурного капитала смотрят на заявку — и преж­де всего на вероятные риски — по-разному. Сотрудник НКО стремится к максимальной безопасности: если фонд вложит деньги, а предприятие лопнет, это будет признано серьезной ошибкой. Венчурные инвестиции — совсем другое дело. Два попадания из десяти — великолепный результат для любого аналитика, и за правильную оценку рисков он получает огромное вознаграждение.

Нам нужны были профессионалы в сфере коммерческих инвестиций, умеющие оценивать систему управления в компаниях-соискателях, ситуацию на рынке и вероятные финансовые результаты. С появлением у нас таких специалистов возникли новые вопросы. Как сплотить команду, состоящую из венчурных аналитиков и сотрудников, ведущих некоммерческие проекты? Как выстроить систему вознаграждения? Прошло несколько лет, прежде чем мы нашли ответы. Поначалу нам никак не удавалось соединить две культуры. Одни сотрудники занимались коммерческими вложениями, другие — некоммерческими. Было трудно справедливо поощрить первых, не обидев вторых. Некоторые аналитики быстро уходили от нас, а «некоммерческим» сотрудникам, наверное, не раз казалось, что их недооценивают. Нам пришлось многому учиться, чтобы выправить ситуацию.

В центре внимания — ­микрофинансирование

Нашими первыми коммерческими проектами стали инвестиции в компанию Ethos Water (вкладывает часть прибыли в поставку чистой питьевой воды в Индию, Восточную Африку и другие бедные регионы) и портал Meetup.com (помогает людям объединяться в сообщества по интересам).

Но вскоре фокус сместился в сторону микрофинансирования. Вот тут мы и  оценили все плюсы нашей смешанной структуры. В 1980-е и 1990-е микрофинансированием в основном занимались НКО, существовавшие на гранты. С тех пор многое изменилось. Сегодня большинство крупных организаций-микрокредиторов работает на коммерческой основе, и у нас появилась возможность вкладывать в них деньги. Микрофинансирование позволяет даже самым бедным людям начать свое дело и получить образование. Взяв кредит на покупку коровы или швейной машинки, семья получает источник дохода. Теперь она может продавать молочные продукты или одежду и на вырученные деньги оплачивать образование детей. С  2004  года мы вложили средст­ва в  28  организаций — в 15  НКО и 13  коммерческих предприятий. О  микрофинансировании, к сожалению, много говорят еще и потому, что некоторые занимавшиеся им компании не уделяли должного внимания защите прав и интересов своих клиентов. Тем не менее нельзя забывать о том, что благодаря микрофинансированию 150  млн человек, обычно живущих менее чем на доллар в день, сумели организовать свой бизнес, увеличить свой доход и  вырваться из нищеты.

В 2007 году мы отказались от традиционной иерархической модели и перешли к партнерскому стилю управления, рассудив, что, поскольку Omidyar Network и так уже работает почти как фирма венчурного капитала, то и организовать дело нужно соответст­венно. В Omidyar Network появился управляющий партнер, Мэтт Банник. Мэтт обладал опытом создания международного бизнеса на базе eBay и возглавлял PayPal в период, когда этот платежный сервис был интегрирован в eBay и получил распространение по всему миру. За последние четыре года Мэтт успел многое сделать. Он собрал сильную команду. Сейчас у нас более 50 сотрудников, из них только один или двое застали старые «благотворительные» времена. У обоих направлений нашей деятельности, коммерческого и некоммерческого, свои особенности. Мы постоянно учимся верно выбирать направление и максимально использовать его преимущества. Omidyar Network вложила уже $442 млн: $239 млн в виде некоммерческих грантов и 203 млн как инвестиции, более $100 млн — в программы микрофинансирования.

Точкой приложения наших основных усилий стал Мумбаи, у нас там больше десяти сотрудников. У многих Мумбаи ассоциируется с ужасной бедностью. Но, кроме того, у этого города — невероятный интеллектуальный потенциал. Бедняки соседствуют здесь с образованными предпринимателями; нищие и банкиры ходят по одним тротуарам. Это сочетание уникально, нигде в мире нет ничего подобного. Мы работаем в Индии, поскольку убеждены, что инновации, которые появятся здесь в ближайшие пять-десять лет, кардинально улучшат жизнь бедноты по всему свету. За многими этими инновациями будут стоять предприниматели. И мы счастливы помогать авторам новых идей.

Скажем, мы участвовали в финансировании компании d.light, разрабатывающей небольшие и недорогие лампы на солнечных батареях. Мало кто знает, что четверть семей в мире лишена электричества. Основная альтернатива — керосин, но для многих он слишком дорог и, кроме того, вреден для здоровья и окружающей среды. Другой пример — наши инвестиции в коммерческую образовательную программу для Африки. Там же, в Африке, мы собираемся финансировать проекты, связанные со здравоохранением.

Использовать любой шанс!

Первое время наш «коммерчески-благотворительный» подход нередко критиковали. Суть недовольства я бы сформулировал так: «Мы думали, что ты, такой славный малый, готов отдать добрую часть своего состояния на благотворительные цели. Но, оказывается, деньги достанутся и коммерсантам. Видно, для тебя это просто бизнес». Критики не сомневались, что наши инвестиционные проекты идут в ущерб некоммерческим. Ситуацию усугубляло то, что заниматься благотворительностью начинало все больше бизнесменов. Столкновение двух миров кое-где порождало враждебность. Но существовали и более глубокие идеологические разногласия. Бизнесмены, приходя в филантропию и благотворительность, часто считают, что тем самым они отдают долги — «возвращают присвоенное». То есть до того они всего лишь «отнимали» у других! Я  стараюсь доказать ошибочность этой концепции.

Времена меняются, и многие споры утихают. В мире появилось огромное количество коммерсантов, которые успешно и ответственно работают на благо общества и прежде всего — его беднейших слоев. Другим стало и отношение к бизнесменам: некоммерческое сообщество осознало, что места хватит всем.

Я думаю, для нас все только начинается. Мне 44 года — если повезет, впереди у меня еще полстолетия. Прошедшие годы преподали нам важный урок: чтобы добиться максимальных результатов, нужно правильно выбрать структуру капитала и найти грамотных руководителей. Подбором кадров у нас занимаются три штатных сотрудника. Это нетипично для НКО, но абсолютно в порядке вещей для фирмы венчурного капитала. В порядке вещей и то, что, подобно большинству таких фирм, мы серьезно относимся к во­просам контроля. Примерно половина организаций, получивших от нас финансирование, управляется с прямым участием наших сотрудников, которые либо входят в совет директоров, либо выполняют роль консультантов.

За десять с лишним лет работы я узнал много нового. И вот одно из важнейших моих открытий: мир и вправду можно изменить к лучшему. В любой сфере — коммерческой, некоммерческой, государственной. Нужно только, чтобы эти сферы взаимодействовали, а не конкурировали. И чтобы мы перестали думать в терминах «присвоить» и «вернуть присвоенное». Такой взгляд на вещи устарел. Подлинный филантроп не может ограничивать себя, он должен пользоваться любым доступным инструментом, который позволяет добиться желаемых изменений. Коммерсанты и благотворители, все мы делаем общее дело. Теперь мы учимся делать его вместе.

Эти фотографии Пьер Омидьяр сделал в марте 2008 года.

Группа микрокредитования в Андхра Прадеш (Индия).