Взятка — неизбежное зло или... | Harvard Business Review Russia
Этика и репутация

Взятка — неизбежное зло или...

Бредли Трейси , Карелл Дэн
Взятка — неизбежное зло или...

История повторяется из раза в раз: чтобы побыстрее запустить бизнес в развивающейся стране, западная компания берет на работу специального менеджера «по взаимодействию с местными властями». Чиновник, обещающий посодействовать, предлагает ему встретиться в неофициальной обстановке, к примеру вместе поужинать, и за столом пускается в туманные рассуждения о якобы грядущих изменениях в законодательстве, об отсутствии четкого определения экономических зон и т.п. Все эти вопросы «совершенно необходимо уладить, прежде чем начинать что-то делать». Тут же чиновник дает понять, что за какие-нибудь $500 он готов устранить любые препятствия. Конечно, это незаконно, но ведь компания, без всяких проволочек начав работать в стране, получит миллионы прибыли, а сам менеджер — солидную премию за отличный результат. Что в такой ситуации делать вашему сотруднику?

Начальники отделов, отвечающих за соблюдение законности в компании, обычно считают, что тут и думать нечего. И ошибаются. В апреле этого года газета The New York Times опубликовала результаты проведенного в 2005 году компанией Walmart внутреннего расследования. Оно показало, что руководители мексиканского отделения Walmart, дабы обеспечить беспрепятственный выход розничной империи на мексиканский рынок, заплатили местным чиновникам более $24 млн — взятками. Необычно в этой истории одно — то, что информация о подкупе властей дошла до высшего руководства Walmart, в остальном же взятки местным чиновникам, в том числе и столь значительные, — дело обычное.

Чтобы оценить масштаб подобных правонарушений, СЕВ (Corporate Executive Board) за последние пять лет опросила более 700 тысяч сотрудников мультинациональных компаний, работающих в более чем 115 странах. Признали, что присутствовали при даче взятки местному чиновнику, лишь 1% респондентов. Цифра на первый взгляд невелика. Но в развивающихся странах она куда выше: 3% для Мексики и 8% для Китая. При этом штраф за подкуп должностного лица может быть весьма внушительным. Скажем, Siemens в 2008 году выплатила $1,6 млрд за противоправное поведение в разных странах, а в 2009 году за взятки чиновникам в Нигерии на $579 млн была оштрафована KBR.

По нашим данным, с июня 2007-го по июнь 2010 года средний штраф в подобных случаях составил $7 млн. Добавьте к этому стоимость судебных издержек и времени руководителей компании, которым приходится улаживать скандал и пытаться вернуть компании доброе имя и доверие акционеров.

Почему же, если взятки должностным лицам так дорого обходятся компаниям, они продолжают их давать? Наше исследование выявило один важный фактор: давление корпоративного центра. Руководство компаний все чаще воспринимает развивающиеся рынки как источник роста их бизнеса. После кризиса 2008 года в развитых странах началась стагнация, и глобальные корпорации, все как одна, решили, что быстрее всего пополнить свои доходы они могли бы в Китае, Мексике, Индонезии, Бразилии и т.д. Прежде освоение этих рынков подразумевалось в планах на относительно далекое будущее, но вдруг в один момент они стали казаться волшебным спасением от нынешних финансовых трудностей, а соответствующие цифры вышли на передовые полосы корпоративных финансовых отчетов. Поэтому многократно возросло давление на сотрудников региональных отделений: от них требовали все более быстрого роста показателей, тем самым подталкивая людей к нарушению закона.

Мы выявили еще два фактора. Во-первых, местные чиновники прекрасно понимают, что, когда компания торопится, она оказывается легкой добычей для взяточника, готового за деньги «подмазать дельце». Во-вторых, местные конкуренты давно привыкли играть по принятым в стране правилам, и рядом с ними ино­странная компания попадает в заведомо невыгодное положение. Когда официальные ограничения мешают росту бизнеса, руководителю регионального подразделения непросто работать, постоянно ощущая давление штаб-квартиры, но еще труднее удержаться от нарушения закона, если он видит, как конкуренты, раздавая направо и налево взятки, захватывают рынок. Да и в головном офисе вряд ли кто-нибудь когда-нибудь об этом узнает. Как же удержать сотрудников от противоправных деяний?

Обычно в качестве верного средства называют «обучение, внутреннюю политику, корпоративные ценности и контроль». Но, как показало наше исследование, этого не достаточно. Оценив компании по разработанной нами шкале «порядочности», мы обнаружили, что чем выше этот показатель, тем реже люди совершают противоправные проступки. В таких компаниях корпоративная культура держится на понятиях честности и порядочности.

Именно это, а не жесткий контроль сверху, определяет поведение сотрудников. И здесь мы выделяем пять важнейших факторов.

• Как только руководство компании узнает о правонарушении, оно незамедлительно принимает решительные меры.

• Сотрудники сообщают о фактах коррупции, не боясь последствий для себя.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Мужские правила
Ракшенко Лилия
Красивое решение
Евгения Чернозатонская,  Новаш Ирина