Нельзя уволить | Большие Идеи

・ Этика и репутация


Нельзя уволить

Сотрудница рекламного агентства и молодая мать хорошо устроилась: работает ни шатко ни валко, получает много. Работодатель хочет и не может ее уволить, так как закон и суд на ее стороне.

Автор: Владимир Рувинский

Нельзя уволить
Andre Hunter / Unsplash

читайте также

Новая история для вашей карьеры

Джон МакНалти,  Моник Валькур

Пять принципов эффективных переговоров

Максим Карпов,  Тахир Базаров

Планируем свою работу на пенсии

Дори Кларк

Восемь способов преодолеть синдром самозванца

Джилл Коркиндейл

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Синяя Mazda шныряла в потоке машин. В бегущих навстречу окнах играло апрельское солнце. Сидевшая за рулем Татьяна Соловьева улыбалась: у нее все сложилось! Престижная работа в успешном рекламном агентстве «Антрас», российском подразделении европейского холдинга BMG Group. За 10 лет работы она к своим 36 годам выросла до руководителя продюсерского отдела. А вне работы — успела выйти замуж и родить троих детей, последнего 2 месяца назад.

Ей было приятно возвращаться в агентство из декретного отпуска — дома она начинала скучать по рекламной кутерьме. Переговоры, бюджеты, споры с коллегами: все это ее заводило и держало в тонусе. К тому же нужно было зарабатывать деньги: муж — педиатр по профессии — не смог бы обеспечить семью.

Татьяна припарковалась у четырех­этажного старинного дома на Покровке. «Антрас» занимал весь второй этаж. Сдержанно кивнув охраннику на входе, она поднялась на лифте и вплыла в открывшиеся в фойе двери. За стойкой администратора дежурила 23-летняя Ирина Выхина. Заметив Татьяну, она не могла удержаться от комплимента:

— Выглядите просто потрясающе! — Я теперь всегда так выгляжу, — живо откликнулась Татьяна.

Легкое синее платье подчеркивало контуры точеной фигуры. Эффектная брюнетка, она знала, что умеет произвести на окружающих впечатление.

— Что нового? Все также опаздываешь и мечтаешь сбросить вес? — язвительно улыбнулась она администратору. — Какие последние сплетни?

— Никаких особо, — ответила, откинувшись в кресле, Ирина; ей не нравились шпильки Татьяны. — Вот Курченко, что вас подменял, весь в мыле — днюет и ночует здесь.

Татьяна поморщилась. Руслан Курченко работал в агентстве сравнительно недавно — 5 лет. Дела у него складывались хорошо, и коммерческий директор поручал ему все более сложные задания. Последние его ролики пошли на ура у трех клиентов, и они перевели все свои заказы в «Антрас». Это была крупная удача.

«На мое место метит… Надо его как-то задвинуть, — подумала Соловьева. — Скинуть ему каких-нибудь совсем невменяемых клиентов при случае, чтобы он закопался».

Надев свою дежурную улыбку, она вошла в комнату к продюсерам.

— Всем привет. А кто за моим столом работал? — возмутилась Татьяна, бросив взгляд на сложенные у края стола бумаги.

— Курченко. А что? — осторожно откликнулась продюсер Марина.

— Я вышла из декретного отпуска, могли бы и прибрать. И вообще, что за манера? — Татьяна постучала ноготочками по полированной поверхности. — Или он так скучал, что пересел за мой стол?

— Ну ты же знаешь, наверное, ему поручили тебя подменить, а у тебя вся база клиентов, бухгалтерия расчетов. Вот он временно и переехал.

— Ладно, сама с ним поговорю, — сни­сходительно откликнулась Соловьева.

Устроившись за столом, она принялась изучать отчеты. Пока ее не было, Руслан успел многое: помимо новых клиентов, он привел в агентство пару востребованных режиссеров, утвердил у заказчиков сценарии пяти роликов, организовал четыре съемки. Ей никогда не удавалось так много успеть. Татьяна почувствовала укол зависти: у нее за плечами была Лондонская школа искусств и степень МВА в Стокгольмском университете, а у Курченко — Воронежский госуниверситет. «Надо брать инициативу в свои руки», — подумала Татьяна.

Мобильный телефон на столе завибрировал. Звонила няня: сын не хотел есть. Отдав распоряжения, Соловьева взглянула на часы: в семь вечера у нее были заняты йогой, которую она не хотела пропускать. А после этого — урок китайской живописи. Учиться она вообще любила: за время работы Соловьева окончила трехмесячные курсы менеджмента искусств, подучила испанский — для путешествий, в модной студии получила диплом фотохудожника. Так, ей казалось, она повышает свою квалификацию, цену на рынке труда и значимость в глазах коллег.

Через пару часов в комнату зашел Руслан Курченко — он только что вернулся со встречи с клиентом.

— Ну что, Татьяна, будешь принимать дела? — широко улыбнулся он.

— Я посмотрела бумаги, в целом все понятно, сейчас убегаю!

— Куда? Я же специально заехал.

— Так что же ты не предупредил меня, что будешь? Ладно, сильно не расстраивайся, поговорим завтра.

Взглянув на ворох неотвеченных писем, Соловьева выключила компьютер («завтра, завтра») и направилась к выходу. У двери она лучезарно улыбнулась, бросив остававшимся коллегам: «Счастливо оставаться!».

Кипучая бездеятельность

Через неделю гендиректору Сергею Карпенко позвонили два новых клиента агентства, которых привел продюсер Руслан, замещавший Татьяну. Они напрочь отказывались работать с Соловьевой. «Понимаете, мы с Курченко сработались, — объяснял директор по рекламе крупного автодилера “Панавто”. — А с Татьяной не срослось: она нас совершенно не слышит!» У Соловьевой действительно отношения с этим клиентом были напряженные. Автоконцерн просил перемонтировать ролик четырежды — не нравился финал. В конце концов, Соловьевой это надоело, и она заявила, что агентство больше ничего переделывать не будет. Вслед за «Панавто» от услуг агентства отказалась и сеть быстрого питания «Завалинка».

Карпенко негодовал, но решил расставить все точки над i после совещания, которое запланировала Соловьева. Его тема была интригующей — перспективы развития агентства.

«Дорогие коллеги, — начала она, — нам нужны новые клиенты. Мы отстаем от конкурентов. Нужны принципиально новые подходы. Какие будут предложения?». Коллеги ответили дружным молчанием.

— Может, у Татьяны есть свои соображения? — прервал затянувшуюся паузу гендиректор Сергей Карпенко.

— Я бы сначала дала возможность высказаться коллегам, — ответила она.

— Хорошо, — взял слово продюсер Курченко, — предлагаю присмотреться к социальной рекламе. Да, это подряды от госструктур, у которых мутные требования. Но, во-первых, это интересно: новая ниша, и хоть деньги здесь небольшие, но это деньги; во-вторых, это укрепит наше реноме, можем поучаствовать в международных фестивалях. Что скажете?

— Ну это не совсем наш профиль, — начала Татьяна. — Потом, это отвлечение ресурсов, которые нужно использовать максимально эффективно. В первую очередь нам нужно зарабатывать.

Те, кто сидел за столом, переглянулись: Соловьева явно топила чужую идею.

— Я, в свою очередь, предлагаю, — продолжила она, — разместить полосу о нашем агентстве в профильных журналах типа «Вестник рекламы».

— Не понимаю, — осторожно возразил директор по маркетингу Константин Журин. — Зачем нам там рекламировать себя читателям журналов? — Пусть все о нас знают, — с нажимом проговорила Татьяна Соловьева.

— А что, — не унимался Журин, — нас не знают? Всем на рынке известно, кто мы. К чему эти траты? Их цель?

— Ну как, это здорово — должны же мы о себе хоть иногда напоминать...

«Лучше бы ей было остаться простым продюсером», — подумал Карпенко. Гендиректор давно пришел к выводу, что агентство могло бы работать намного эффективнее. Отсутствие Соловьевой это лишь подтвердило. Он окинул взглядом сотрудников и взял слово.

— Татьяна, как вы объясните тот факт, что после вашего возвращения два клиента, которых привел Руслан, ушли? — Но фактически они и пришли благодаря нашей с Русланом совместной работе. Это я их предлагала переманить. Пока меня не было, он довел мои наработки до реализации. Но клиенты отказывались принимать работу, постоянно меняя задание. Они сами не знали, чего хотят! Гендиректор молчал, мрачно слушая объяснения Соловьевой. За последние годы она сильно изменилась. Раньше ей был важен каждый клиент и успех всего агентства, а теперь она тянула одеяло на себя, а работа для нее стала приложением, аксессуаром и все больше походила на имитацию бурной деятельности. Да, у нее по-прежнему были успешные проекты — но зачастую благодаря усердию и настойчивости ее подчиненных и помощников.

«В общем, так, — резюмировал гендиректор, — идея с социальной рекламой интересная, Руслан, займитесь ее проработкой. А вы, Таня, зайдите ко мне после совещания».

Перед тем как пойти к Карпенко, Соловьева заглянула в кабинет ­к директору по маркетингу. Сергей Журин работал в компании уже 15 лет, из которых 11 — на нынешней должности. Соловьева решила пойти ва-банк.

— Слушай, Костя, а ты не засиделся на своем месте? — поинтересовалась она.

— А что такое?

— Мне кажется, тебе давно пора сменить Карпенко — он выдохся уже.

— Переживаешь? — откликнулся Журин. — Мне предлагали много раз перей­ти в другую компанию с повышением. Но меня мое место устраивает. Так что, прости, ты ошиблась.

— Я к тебе со всей душой… Как знаешь! А то так и просидишь на вторых ролях до старости, — не удержалась Соловьева.

Карпенко сидел в кабинете, обклеенном фотографиями и постерами модельных девушек со съемок. Разглядывая снимки, он еще раз взвешивал все «за» и «против». Выдающихся результатов Соловьева не показывает. Кроме того, у нее появилась склонность к интригам, что никак не вписывалось в рабочую атмосферу агентства. Своими сомнениями он поделился с шефом головной компании Йоханом Кристенсеном:

— Знаешь, Сергей, может быть, ты и прав, — резюмировал глава датской компании. — Я решение оставляю за тобой и в любом случае его поддержу.

В середине раздумий шефа в кабинет вошла Соловьева. Карпенко, предложив присесть, ­рассказал ей о свои сомнениях.

— Понимаешь, Татьяна, нам нужен­ на этом месте человек поживее, с тобой же мы плывем по течению.

— Но плывем же? И еще как!

— Давай скажу прямо, — возразил Карпенко. — У тебя нет возможности работать так, как нам нужно. Дело не 

в режиме работы, как ты понимаешь, хотя ты и вольно обращаешься с графиком, а в отдаче. Результат слабый.

— Но я выполняю много другой работы, я координирую работу продюсеров.

— Послушай, они и сами хорошо справляются. От тебя нам нужно, чтобы мы росли быстрее рынка. Мы это уже обсуждали два года назад.

— Обсуждали, но не считаю эту задачу выполнимой с таким коллективом.

— В таком случае я предлагаю нам расстаться полюбовно.

Услышав это, Татьяна резко выпрямилась и ухмыльнулась.

— Ни в коем случае, увольняться я не буду, а если попытаешься это сделать­, ­подам в суд — и суд будет на моей стороне. Подумай над этим.

— Что ж, посмотрим, — гендиректор не скрывал раздражения. До суда дела он доводить не хотел: ему важна была безупречная репутация агентства, тень на которую бросил бы возможный скандал. А то, что Соловьева поднимет шум, Карпенко не сомневался.

Уволить невозможно

Гендиректор «Антраса», подойдя к окну, за которым моросил дождь, позвонил начальнику юротдела Анатолию Хрулеву.

— Анатолий, зайди ко мне, дело есть.

За окном послышался звон колоколов — в церкви неподалеку начиналась вечерняя служба. Карпенко­ задумался и набрал еще десять цифр на мобильном. «Приветствую, Сергей!» — радостно раздалось в телефоне: это был давний приятель, тоже директор рекламного агентства.

— Тенгиз, привет, нужен совет: что ты делаешь, когда хочешь уволить человека, а он уходить не хочет?

— Ну это просто. Обычно расстаемся полюбовно, но в принципе можно создать условия такие, чтобы человек сам захотел уйти. По- другому никак. А кого увольняешь? Мне не пригодится?

— Да нет. Я бы не советовал брать — ей работу поспокойнее надо, а у вас ад.

— Ад, конечно, зато творчес­кий! — рассмеялся Тенгиз.

— Ладно, я тебя понял, увидимся.

В кабинет зашел юрист — поджарый мужчина среднего возраста. Хрулев был краток:

— Значит так, — пояснил он, — молодую мать уволить на том основании, что толку от нее мало, ты не можешь. Закон — ст. 261 ТК РФ — на ее стороне, хоть она будет опаздывать или срывать работу. Гипотетически можно уволить за несоответствие занимаемой должности, но это почти нереально — нужно проводить аттестацию для всех. Можно вынести ей три взыскания — но это нужно в приказе прописывать требования к ней, и не факт, что она их будет нарушать. Кроме того, в случае опозданий у нее как у матери всегда будут под рукой справки из поликлиник или еще откуда-то. Сокращение штатов здесь тоже не подойдет — если возьмешь потом на ее место кого-то с теми же полномочиями, но другой должностью, она нас засудит.

— Мда… — протянул Карпенко.

— Поэтому самый реальный выход — предложить компенсацию и расторгнуть трудовые отношения по соглашению сторон. Второй вариант: пусть работает, но ее работу можно поручить тому, кого ты видишь на ее месте.

— А саму Соловьеву куда деть? — Дашь ей стол, компьютер, пусть занимается чем-нибудь бесполезным.

— А зарплата? Мы ей платим бешеную зарплату. У нас и так каждая копейка на счету. А мы будем неизвестно за что содержать упертую сотрудницу. Балласт. Я бы эти деньги лучше бы на премии людям пустил.

— Другого варианта, скажу я, нет: российский суд настроен принимать решения в пользу работников. А в случае с молодой матерью, пусть она и замужем, шансов выиграть вообще нет. Так что надейся только на полюбовный договор.

Шеф, я беременна

Прошло уже полгода, как гендиректор предложил Соловьевой подыскать другую работу. Но она уходить не собиралась. Карпенко отстранил ее от руководства продюсерами, но зарплату, как и предписывает закон, оставил прежнюю. Целыми днями Соловьева сидела за компьютером, перебирая аналитические отчеты, на основе которых ей было поручено составлять дайджесты. Гендиректор выбрасывал их в корзину и в качестве последнего компромиссного шага предложил ей отступные в размере годовой выплаты по зарплате. Но та отказалась, ссылаясь на то, что ей будет сложно найти похожую работу. Тогда Карпенко обратился в кадровое агентство, попросив подобрать вакансию опытному продюсеру. Но и из этой затеи ничего не вышло. Соловьевой звонили с предложениями: но, узнавая, что придется много работать, она раз за разом отказывалась.

«Патовая ситуация», — думал Карпенко, меряя кабинет шагами. А тут еще эта история с секретаршей! С ней регулярно что-то происходило: то машина встала в пробке, то забыла дома телефон. Нередко путалась она и с документами. Гендиректор надеялся, что секретарша исправится. Да и где гарантии, что новая будет лучше? Но в последний раз Наталья перепутала рейс самолета и сорвала встречу представителя клиента! Карпенко вызвал Наталью к себе:

— Вы знаете, после неоднократных предупреждений, которые я вам делал, я решил c вами расстаться. Пишите заявление об увольнении.

— Но вы не можете этого сделать, — произнесла секретарша, вспомнив пример Соловьевой. — Я беременна!

Гендиректор застыл над столом в немой позе. «Какая наглость! — подумал он. — Так больше продолжаться не может!» Мало того, что компания несет финансовые потери из-за Соловьевой, так с нее берут пример и другие сотрудницы. Карпенко закрыл глаза: «Надо что-то делать…». Но как поступить, ему было непонятно.

Какое решение принять гендиректору? Ситуацию комментируют эксперты.

Юлия Бороздна, руководитель практики трудового и миграционного права «Пепеляев Групп».

В такой ситуации генеральному директору можно только посочувствовать: задача перед ним не из легких. Действующее трудовое законодательство предоставляет существенные гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет: уволить их работодатель может лишь по очень ограниченному перечню оснований. Зная об этом, Татьяна позволяет себе недобросовестно относиться к выполнению должностных обязанностей, злоупотребляя правами, предоставленными ей законодательством.

Безусловно, наилучшим выходом для генерального директора было бы договориться с Татьяной и Натальей об увольнении по соглашению сторон. Достаточно распространенной практика в таких случаях — выплата денежной компенсации в согласованном размере. В выигрыше от такого варианта остаются обе стороны — работодатель, потому что бесконфликтно расстается с нерадивым работником, и сотрудник, который получает нейтральную запись в трудовую книжку и даже некоторую денежную компенсацию.

Если же сотрудник ни в какую не хочет увольняться или выдвигает нереалистичные пожелания относительно размера компенсации, задача работодателя усложняется. Если человек явно не справляется со своими трудовыми обязанностями, нарушает трудовую дисциплину, работодатель может фиксировать все факты нарушений и будет вправе выносить работнику дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения. Этот вариант расставания с недобросовестным сотрудником реалистичен в данном случае, хотя требует четкого соблюдения установленной процедуры и имеет ряд подводных камней. Так, например, для того чтобы наложение дисциплинарного взыскания за неисполнение трудовых обязанностей было признано правомерным, необходимо существование должностной инструкции с четким описанием трудовых обязанностей по занимаемой должности, с которой работник был бы ознакомлен под расписку. Если такой инструкции нет, ее необходимо создать.

Следует отметить, что юрист «Антраса» ошибается, допуская возможность увольнения Татьяны с двухмесячным ребенком по несоответствию занимаемой должности или в связи с сокращением штата. Дело в том, что увольнять по данным основаниям женщин с детьми в возрасте до трех лет не разрешает ст. 261 Трудового кодекса. Беременную секретаршу также нельзя уволить по этим основаниям. Однако в первую очередь следует попросить ее представить работодателю медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. В зависимости от наличия или отсутствия такой справки тактика работодателя может кардинально меняться.

Дополнительно генеральному директору стоит рассмотреть вариант увольнения обеих женщин на основании пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса: отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. Дело в том, что увольнение по данному основанию не является увольнением по инициативе работодателя, поэтому на него не распространяются ограничения на увольнение беременных женщин и молодых матерей.

Также генеральному директору следует помнить, что у работника есть только один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки, чтобы обратиться в суд с оспариванием законности увольнения. В случае пропуска этого срока суд по требованию работодателя должен будет отказать работнику в рассмотрении его исковых требований, если только работник не докажет уважительность причин пропуска срока.

Игорь Кирикчи, управляющий директор BBDO Group

Три года после рождения ребенка уволить мать невозможно, как бы она ни работала. Но так как она не мать-одиночка, через три года можно начать предпринимать действия, для того чтобы человека, отлынивающего от работы, по большому счету не только непрофессионального, но и нечестного, уволить. Спустя три года директор, скорее всего, пойдет ва-банк: чтобы найти формальные причины для увольнения, проведет общую аттестацию и введет жесткий контроль режима работы. Все остальные будут от этого страдать, что только усилит негативное отношение коллег к Татьяне. Или уволит Татьяну по сокращению штата. На эту должность потом нельзя будет никого нанять, но можно ведь и переиграть структуру агентства, подойдя к делу творчески. Короче говоря, рано или поздно директор от нее избавится, чего она, безусловно, заслуживает по ее отношению к работе, агентству в целом и коллегам. Чего стоят ее язвительные замечания по поводу коллег, как проговоренные про себя, так и высказанные вслух! Помните сцену ее первого появления на работе после декретного отпуска и ответ на комплимент девушки с ресепшн? Мелочь? Отнюдь.

Или она сама поймет: уволить ее крайне сложно, но никто не обязан повышать зарплату. При нынешней инфляции все ждут прибавки: раньше в нашем бизнесе она составляла в среднем около 15% в год, сейчас ближе к десяти, но совсем без прибавки пакет через пять-шесть лет сильно теряет свою привлекательность: покупательная способность снижается, а потребности имеют склонность увеличиваться.

В целом, меня крайне удивило поведение героини. Ей 36 лет, и через три года она вряд ли захочет завершить карьеру. Почему же она разрушает свою профессиональную репутацию? Рынок рекламных услуг очень узкий. Слухами земля полнится. И это вовсе не значит, что гендиректор будет на всех углах рассказывать о нерадивости Татьяны. Информация распространяется через клиентов и через коллег, Все друг друга знают, особенно если речь идет о руководящих кадрах. И когда ей все-таки придется уйти из «Антраса», неважно с отступными или без, ее просто больше никуда не возьмут. У работодателей есть правило: человек хорош настолько, насколько хороша его последняя работа. Например, если креативщик создал что-то эпохальное десять лет назад, это мало кого волнует. С продюсерами — ровно так же.

Вообще, в сфере творческих услуг, где довольно сложно точно сформулировать должностные обязанности и критерии успешной работы, многое основано на доверии и репутации. Особенно ценятся высокомотивированные командные игроки, умеющие ладить с коллегами и клиентами. Конфликтные сотрудники не нужны никому. Бывает, что с рождением детей у женщин меняются приоритеты. Это скорее нормально. Эффективность их работы иногда снижается, не катастрофически, конечно, но бывает. Но случай Татьяны особый: речь идет не просто об утрате амбиций, а о нечестном отношении к работе, к коллегам.

Гендиректор зря пошел на прямой конфликт. С подобными людьми для достижения результата надо общаться гибко. Будучи человеком непорядочным, Татьяна еще и охотно вступает в войну. С ней надо было поговорить в неконфликтном формате. Сказать, что ее никто не пытается уволить, тем более что в ближайшее время это невозможно. Но также и объяснить, что работа среди коллег, которые начинают относиться к ней, мягко говоря, без уважения — может оказаться слишком большой расплатой за синекуру.

Михаил Яковлев, вице-президент по организационному развитию и работе с персоналом ОАО «ВымпелКом».

Ситуация, предложенная к обсуждению, успела несколько выйти из под контроля руководителя. Как только сотрудница вышла после перерыва на работу, руководителю стоило, оценив сильные стороны Татьяны и Руслана, направить опыт и амбиции каждого из них в нужное русло. Татьяне нужно дать время, чтобы сориентироваться в изменившихся обстоятельствах, уделить ей больше внимания, чем другим. Сотруднику легче быть успешным, если ему понятны ожидания руководителя от его работы. И не надо бояться открыто сотруднику говорить и о его успехах и о его промахах. Руководитель в первую очередь наставник, тренер, дирижер… Отвлечешься, и от красивой мелодии останется бледное подобие музыки.

К людям, с которыми ты работаешь, не стоит относиться отстраненно. Способность сопереживать и интересоваться обстоятельствами их жизни эмоционально затратна, но полезна. Если ты руководитель, на тебе априори лежит большая ответственность за людей, с которыми ты работаешь. Это понятно, ведь их проблемы и настроение в немалой степени влияют и на твою успешность в компании и бизнесе.

Каких только ситуаций не случается в рабочей практике и стоит приложить усилия к тому, чтобы люди, которые тебя окружают, были в первую очередь твоими единомышленниками. Тогда и большинство личных обстоятельств сотрудников, какими бы они ни были, не смогут всерьез нарушить слаженную игру коллектива. Ситуация с Татьяной не может продолжаться бесконечно, ведь подобные примеры сильно демотивируют сотрудников, которые с энтузиазмом выполняют свою работу. Искусство переговоров, практическое владение психологией человеческих отношений подразумевают умение найти выход из любой ситуации. Есть различные пути: структурные изменения, пересмотр функционала, оплаты и прочие понятные и логичные  шаги — разумеется, в рамках Трудового кодекса

Ну, а что касается ситуации с секретарем Натальей, придется генеральному директору Сергею перевести девушку на менее нервную и ответственную работу. Или, как вариант, взять «старшего товарища» — помощника, который возьмет на себя часть операционных задач гендиректора и заодно наладит и проконтролирует работу Натальи..
 В целом же генеральный директор должен концентрироваться на стратегических задачах, а нам, эйчарам, выпала почетная и интересная обязанность помогать первым лицам в работе с людьми…