Математика справедливости | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Математика
справедливости

Философия должна помочь отличить право от произвола в форме закона.

Автор: Лапаева Валентина

Математика  справедливости

читайте также

Хотите победить или не проиграть?

Хайди Грант,  Хиггинс Тори

Орел или решка

Павлов Дмитрий

Креативная компания

Елена Евграфова

Моральный кодекс директора

Нитин Нория,  Ракеш Хурана

В последнее время проблема социальной справедливости обсуждается на самых разных дискуссионных площадках страны. Судя по всему, с нашим обществом происходит что-то такое, что уже не позволяет замалчивать эту тему. А ведь мы — я имею в виду научное сообщество — долго обходили проблему стороной. Ее надо было начать обсуждать лет двадцать назад, когда началась масштабная приватизация госсобственности, осуществленная по самому несправедливому из всех возможных сценариев и предопределившая неофеодальное по своей природе слияние власти и собственности со всеми присущими политическими, правовыми и нравственными деформациями. Новое социальное устройство сформировалось не на основе общественного договора в публичном правовом пространстве, а на базе негласного сговора между властью и активной частью общества по схеме: «Мы не возражаем против присвоения вами крупной собственности, а вы не мешайте нам участвовать в теневом перераспределении доходов от нее».

Пока экономика как-то обеспечивала и интересы теневого сектора, и социальное вспомоществование тем, кто явно проиграл от приватизации, о социальной справедливости не очень задумывались. Но экономический кризис показал, что те, кто был назначен владеть крупной собственностью, оказались неэффективными собственниками. А тут и сырьевая модель экономики начала давать сбои. Представители правящего класса уже давно вывозят за рубеж деньги и семьи, а наша наука только начинает всерьез задумываться о том, может ли эффективно функционировать экономика, основанная на нелегитимной собственности? И в более общем плане: может ли эффективно функционировать общество, выстроенное на несправедливых основаниях?

Судя по всему, не может. Ведь справедливость, как верно сказано, — это «первая добродетель общественных институтов, как истина — первая добродетель систем мысли». Есть много и других хороших высказываний на эту тему, но я сошлюсь на Маргарет Тэтчер, которая, будучи в России и обращаясь к россиянам, сказала так: «…чтобы люди поверили в себя, нужны две вещи: торжество справедливости и здоровая валюта». Ясно, что справедливость здесь — определяющее, потому что там, где нет справедливости, капитал бежит из страны.

Сейчас мы вынуждены обсуждать проблему в контексте всех накопившихся в обществе противоречий. Но смысловое пространство дискуссии о справедливости очерчено двумя основными традициями европейской правовой культуры: античной (основанной на идее взаимосвязи права и справедливости, определяемой через равенство) и христианской, точнее — библейской, (в рамках которой справедливость отождествляется с милосердием). Отсюда и главный вопрос: где искать понятийную основу справедливости — в безграничном пространстве нравственного совершенства или в рамках права, очерченных принципом равенства?

Дореволюционная русская философия права ориентировалась главным образом на первый путь, то есть переносила справедливость в область нравственности и религии. Но сейчас такой подход не отвечает запросу, обращенному к философии права со стороны социальной практики: как разграничивать право и произвол, облеченный в форму закона?

Cейчас нам нужна такая теория правопонимания, которая позволяет объяснить, почему закон, устанавливающий в интересах думского большинства явно несправедливую планку численности партии, не может называться правом; почему законодательный орган не должен заодно заниматься правоприменением, лишая депутатского мандата политических оппонентов партии власти, и т.д. И если встать на позиции либертарно-юридической теории, которая говорит, что право — это математика свободы, можно доказать неконституционность таких законов. Для России это имеет уже не только теоретическое, но и практическое значение.