Ложь, гнусная ложь и детекторы лжи | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ложь, гнусная ложь и
детекторы лжи

Авторы: Вольпе Рут Пол , Ланглебен Дэниел

читайте также

Пять советов руководителям по маркетингу

Джанет Бэлис

Будущее в 3D: как повысить качество аддитивного производства

Анкуш Венкатеш,  Ричард Д’Авени

Хотите понять, что чувствуют клиенты? Станьте клиентом сами

Адам Грант,  Эрин Хенкель

Как удержать нужных клиентов

Эми Галло

В мире полно обманщиков, но раскусить их не так просто. С давних времен люди пытались изобрести технологию выявления лжи.

В целом, мы недалеко ушли от метода, которым пользовались еще древние греки, — во время допроса они измеряли пульс подозреваемого. Тот же принцип лежит в основе всем известного полиграфа. До последнего времени наука не знала других способов. Но недавние исследования, проведенные с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), помогли определить, какие участки мозга активизируются при обмане. Лабораторные эксперименты (автор многих из них — Дэниел Ланглебен) говорят о том, что скоро может появиться точный и надежный метод распознавания лжи. Эти опыты уже привлекли внимание военных, представителей правоохранительных органов и бизнесменов. Две молодые компании — No Lie MRI и Cephos — уже предоставляют коммерческие услуги по выявлению лжи на новом детекторе.

Чтобы окончательно убедиться в эффективности этой технологии, необходимы дополнительные исследования в реальных условиях. Опыт применения МРТ в других областях дает основания полагать, что производство такого детектора будет слишком дорогостоящим и его вряд ли удастся поставить на поток. К тому же тестирование придется проводить в специальных центрах. Однако часто докопаться до правды бывает просто необходимо — иногда это даже вопрос жизни и смерти.

Интерес бизнеса к этому детектору, возможно, не так очевиден. Стоит отметить, что еще в 1988 году в США почти полностью запретили использование полиграфа в негосударственных учреждениях. И все же порой компании вынуждены проводить расследования — как в обычных ситуациях (при приеме на работу), так и в экстренных (для борьбы с мошенничеством, хищениями, кражами интеллектуальной собственности, промышленным шпионажем, утечкой конфиденциальной информации и обвинениями в контрафакции). На высшем уровне организации, где царит жесткая корпоративная культура, уже сама лояльность — по отношению к главе компании, ее политике и принципам — может стать предметом наблюдения. Вполне вероятно, что однажды члены совета директоров поймут: если они дадут повод, их тут же подвергнут проверке на детекторе лжи. Кроме того, с помощью этой новинки несложно будет устанавливать авторство, на которое претендует несколько сотрудников.

ФМРТ — очень мощная и сложная медицинская технология. Поэтому, прежде чем применять ее в детекторе лжи, следует ответить на ряд серьезных вопросов. К примеру, кому и на основе каких критериев можно выдавать лицензию на проведение тестов и интерпретацию их результатов? Что делать, если в ходе исследования будет обнаружено заболевание мозга (например, опухоль), и кто будет нести за это ответственность? Кому разрешить доступ к технологии и результатам тестов? Каковы этические границы использования ФМРТ? Можно ли подвергать обследованию подозреваемых в терроризме и других преступлениях? А сотрудников компаний? — и если да, обязаны ли они соглашаться на любой тест по требованию работодателя? Сейчас как противники, так и сторонники нового метода выражают озабоченность тем, что его хотят пустить в дело раньше, чем будут пройдены все надлежащие проверки, вроде тех, что проводятся для любого медицинского прибора или лекарства. Некоторые специалисты считают, что применение МРТ в качестве детектора лжи должно регулироваться на основании тех же принципов, что и при медицинской диагностике.

Хотя у технологии ФМРТ большой потенциал, руководителям компаний стоит дважды подумать, прежде чем использовать ее для выявления обмана. Как и другие методы слежения за подчиненными (камеры наблюдения, программы контроля за электронными ящиками и использованием интернета), ФМРТ может сильно повлиять на корпоративную культуру и уровень доверия между работодателем и сотрудниками. К решению всех спорных вопросов неизбежно подключатся суды и законодательная власть. Ведь, в конце концов, ФМРТ в буквальном смысле заглядывает человеку в голову — а это уже не шутки.

Статья по теме: Как обманывают честные люди