«Наш долг — делать больше»: как бизнес-школы могут помочь планете | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Наш долг — делать больше»: как бизнес-школы могут
помочь планете

Какой вклад в спасение Земли должно внести бизнес-образование

Авторы: Амелия Уайтлоу , Даниэль Хальбхеер , Дженнифер Ховард-Гренвилл , Катель Ле Гульвен , Кнут Хаанес , Консепсьон Гальдон , Майк Розенберг , Питер Туфано

«Наш долг — делать больше»: как бизнес-школы могут помочь планете
Фото: Robert Brook/Getty Images

читайте также

Скажите «нет» неподходящим просьбам и дедлайнам

Элизабет Грейс Сондерс

Как выбрать генерального директора

Деннис Кэри,  Фелан Дэн,  Юсим Майкл

Онлайн-ответ: как решить гендерный вопрос с помощью технологий

Бхаскар Чакраворти

7 способов отблагодарить ваших коллег и партнеров

Эван Бэр

Наряду с главами правительств и неправительственных организаций представители бизнеса и научного сообщества были широко представлены на 26-й Конференции ООН по изменению климата (COP26). В составе участников оказалось множество ученых и гендиректоров. И все-таки во время обсуждения конкретных шагов в связи с изменениями климата бросалось в глаза отсутствие одной группы — бизнес-школ.

Доказательства изменения климата мы получаем уже в течение более чем сорока лет, но бизнес-школы значительно отстают в том, что касается признания этой важной проблемы и реагирования на нее. В некоторых случаях люди руководствуются политическими соображениями: многие ведущие школы базируются в США, где тема изменений климата крайне политизирована, из-за чего становится сложно напрямую заниматься решением этой проблемы. Преподаватели и исследователи, работающие в сфере менеджмента, также могут счесть, что им не хватает квалификации: изменение климата не являются темой, входящей в сферу научных интересов в бизнес-школах. Кроме того, существуют серьезные конкурентные вызовы, требующие внимания преподавателей и студентов в области бизнеса: например, цифровая трансформация и искусственный интеллект, представляющие собой более комфортные территории для исследователей менеджмента.

Но все это нельзя считать индульгенцией для бизнес-школ. Как организации, чьей миссией является улучшение практики менеджмента, бизнес-школы должны делать намного больше, чтобы распространять в деловом сообществе информацию об изменениях климата и демонстрировать, как бизнес и менеджмент могут ответить на этот серьезный вызов. Мы можем сделать очень и очень многое.

Мы эксперты в сфере трансформации бизнеса

Изменения климата влекут за собой беспрецедентные перемены, требующие от тех, кто связан с бизнесом, не только производить новые товары и услуги, но также оценивать и применять новые практики. Как компаниям быстро и существенно трансформировать свои бизнес-модели, модели мышления и культуры? Эти темы лежат в основе нашей преподавательской деятельности и большей части исследовательской работы, а также в обучении руководителей. И хотя мы не эксперты в вопросах изменений климата, многие из нас работают в университетах, где есть высококвалифицированные кадры, а также доступ к новейшим, востребованным сегодня знаниям, технологиям и инновациям. Мы обладаем необходимым потенциалом, чтобы объединить квалификацию наших преподавателей в сфере бизнеса со специальными знаниями ученых и инженеров, а также с практическими знаниями бизнес-структур, с которыми мы ежедневно взаимодействуем.

Мы эксперты в том, что касается оценки эффективности и отдачи

Бизнесу нужно понимать, как изменения климата влияют на его затраты и выпуск, а также на рынки, рассчитанные на его продукцию и финансирование. Какой набор критериев — как для внешней, так и для внутренней отчетности — позволит нам убедиться в том, что компании, инвесторы, потребители и другие участники процесса обладают надежной и достоверной информацией, помогающей с уверенностью принимать решения? Как финансовые рынки учитывают загрязнение атмосферы и другие климатические факторы при формировании цен на активы? Как нам отличить четкие шаги, приносящие ощутимую пользу, от «зеленого камуфляжа» (так называемого «гринвошинга») или от менее циничной ситуации, когда стремление к устойчивому развитию ограничивается намерениями (так называемого «гринвишинга»)? Объявление о создании Совета по международным стандартам в области устойчивого развития (ISSB) в ходе COP означает, что мы должны не только больше задумываться о значимости и надежности отчетности, связанной с климатом, но и воспитывать поколение аудиторов, которые смогут подтвердить надежность предоставляемых нами данных. Как реструктурировать ценные бумаги и процессы управления рисками, чтобы это отражало ситуацию в сфере климата?

Мы эксперты по вопросам ведения бизнеса

Экологический след многих фирм в целом ряде секторов не ограничивается пределами их собственного бизнеса и распространяется по разным участкам их производственно-сбытовой цепочки. Трудно (если не сказать — невозможно) напрямую влиять на поставщиков, потребителей или партнеров, с которыми вы поддерживаете отношения на расстоянии. И все же мы обладаем обширными знаниями о том, как работают внутри производственно-сбытовой цепочки поощрения, контракты и сотрудничество, а также осведомлены о технических аспектах ведения бизнеса и его оптимизации. Какие меры могут принять фирмы в рамках своей производственно-сбытовой цепочки, чтобы уменьшить экологический след коллективным, эффективным и действенным способом? Каким образом они могут реорганизовать свои технологические процессы и производственно-сбытовые циклы, чтобы лучше приспособиться к возможным резким колебаниям погоды? Как компании осознают преимущества использования циркулярного подхода к потреблению ресурсов и одновременного с этим уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду?

Мы эксперты в области маркетинга

За последние десятилетия паттерны потребления в развитых и развивающихся странах напрямую связаны с чрезвычайной климатической ситуацией. Как фирмам (и правительствам) развивать маркетинговые стратегии, помогающие приучить потребителей и компании делать выбор в пользу менее углеродоемкого образа жизни, — к примеру, убедить их использовать варианты передвижения без выбросов CO2 или с низким уровнем выбросов? Обладая глубоким пониманием потребительского поведения и маркетинговых стратегий, могут ли исследователи бизнеса показать компаниям, как мотивировать потребителей формировать предпочтения и привычки, менее вредные для окружающей среды?

Мы эксперты по руководству организациями

Тема лидерства занимает центральное место во всех бизнес-школах вместе с ключевыми идеями, связанными с организационными изменениями, организационным дизайном, целесообразностью и вопросами подобного рода. Как нужно адаптировать эти модели руководства, когда мы думаем о долговременных и значительных последствиях климатических изменений? Можем ли мы переосмыслить свои модели организационной адаптации, многие из которых возникли в совершенно других условиях и больше не подходят для этой цели? Для изменения систем и сотрудничества потребуются руководители, способные преодолевать границы.

Мы эксперты в вопросах поощрения и управления

Вместе с коллегами, работающими в юридических школах, исследователи сферы бизнеса активно изучают вопросы управления и контроля. За последние десятилетия мы сосредоточились на создании механизмов управления и поощрения для увеличения акционерной стоимости. Как можно использовать наработанные идеи — например, меняя уровень вознаграждения руководства или структуру совета директоров, — чтобы улучшить управление транспортными компаниями с целью усиления декарбонизации? Если выйти за пределы одной фирмы, как способствовать созданию эффективных моделей и механизмов делового сотрудничества таким образом, чтобы они не вступали в противоречие с антимонопольными правилами или не приводили к усилению погони за рентой? Как измерить эффективность такого сотрудничества? Если речь идет об увеличении поощрения, как использовать налоговые системы, чтобы преобразовать корпоративную деятельность с учетом изменений климата?

Сектору бизнес-школ, безусловно, есть на что опереться в этом вопросе. Передовые исследователи уже давно уделяют пристальное внимание вопросам окружающей среды и экологичности. В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей бизнеса к изменениям климата, чему способствуют редакционные статьи и тематические выпуски ведущих журналов, посвященных каждой из наших дисциплин. В аудиториях эти вопросы все чаще обсуждаются в рамках базовых и специальных курсов, что свидетельствует о значительных изменениях в учебном плане, поддерживаемых нашими органами по аккредитации. Наблюдается позитивная динамика в том, что касается ранжирования и поощрения бизнес-школ, готовых включить эти темы в расписание.

И все-таки наш долг — делать больше. Если бизнесу необходимо занять ведущие позиции на пути решения проблем климата, то и мы должны следовать этим курсом, даже если это не всегда нам удобно.

Мы объединились с нашими руководителями — представителями восьми ведущих и соперничающих друг с другом бизнес-школ Европы, — чтобы активизировать действия по достижению целей Парижского соглашения и Рамочной конвенции ООН об изменениях климата в рамках инициативы «Бизнес-школы за лидерство в области климата» (Business Schools for Climate Leadership). Мы убеждены, что совместный вклад в создание растущего сообщества ответственных и образованных лидеров бизнеса будет значительно превосходить объем усилий каждой бизнес-школы в отдельности. Осуществление изменений системы как правило требует кросс-секторального сотрудничества; чрезвычайные обстоятельства климатического кризиса требуют, чтобы бизнес-школы экспериментировали с новыми способами быстрого и эффективного взаимодействия.