Харизма в законе | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Харизма
в законе

Все вещи надо бы называть своими именами, несмотря на милую «харизму».

Автор: Борис Щербаков

читайте также

Выбор местоимений важен для самоконтроля

Итан Кросс,  Озлем Айдук

Кризис стартапу не помеха

Марк Робердж

Почему во время кризиса вы не должны стремиться к совершенству

Жаклин Картер,  Расмус Хогард

Как коронавирус может изменить вашу работу

Кали Уильямс Йост

Мир людей многолик, сколько людей — столько и мнений. В бизнесе работают тоже самые обычные люди, и они подвержены всем смертным грехам, у них есть все возможные таланты или отсутствие оных, они так же могут ошибаться, как любой человек в любой сфере деятельности. Но вот что интересно: пресловутая «харизма», коей наделяют отдельного индивида люди и общественное мнение, дает как бы некую индульгенцию ему (ей) для дальнейших действий, и уже не столь вызывающими кажутся нелепые одежды и поведение на переговорах, не столь провинциально-абсурдными — архитектурные пристрастия и т.д. Одним словом, «харизма» все спишет, ибо ежели она есть, значит, человек имеет право на неортодоксальное поведение. Я даже не пытаюсь оспорить этот постулат, он имеет аксиоматическое значение, харизматики не склонны к рефлексии по поводу своих ошибок и отсутствия культуры поведения, они обладают иммунитетом от общественной оценки, если она не исходит от более могущественного «харизматика», правда. В бизнесе «харизму» часто приравнивают к большим или очень большим деньгам. Если человек сверхбогат или сверхвлиятелен, то общественное мнение допускает многие отклонения от нормы, стыдливо опуская глаза при откровенном хамстве с партнерами, подрядчиками, сотрудниками, при очевидной управленческой паранойе, выматывающей людей полночными бдениями, ощущением страха и незащищенности, благо закон смотрит сквозь пальцы (когда нужно) на такие особенности поведения «харизматиков». Практическое отсутствие корпоративного управления в некоторых компаниях предопределяет бесконтрольность владельца- «харизматика» в принятии решений, будь то запуск очередного разорительного и абсурдного, но милого сердцу бизнес-проекта, или тривиальная уголовщина, вроде выбивания долгов у проворовавшегося экспедитора (которого я совсем не защищаю, вор должен сидеть в тюрьме!). Несовершенство законодательной среды, увы.

Один видный деятель российской нефтянки, по рассказам очевидцев, проходя по приемной, где его ожидали люди, тыкал пальцем в каждого сидящего с вопросом «это кто?» и, получив ответ, демонстративно, прилюдно отменял назначенные с ними встречи с использованием ненормативной лексики. Ну и что, кого это сегодня удивляет? На его месте мог бы оказаться и руководитель строительной компании, банка, металлургический магнат, ритейловый барон. Все они — носители харизмы, необремененные сдерживающим этическим кодексом.

Вы скажете, что мир большого бизнеса жесток, и будете правы. Вы скажете, что нельзя терять человеческое начало ни при каких условиях, и это тоже верно. Но, на мой непросвещенный взгляд, истина в этом вопросе лежит все-таки не посередине, как обычно, а на стороне человеческого измерения, и все вещи надо бы называть своими именами, несмотря на милую «харизму». Подлость — подлостью, хамство — хамством, глупость — глупостью и так далее.