Подоходный налог в 75%: дальше только рабовладение | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Подоходный налог в 75%: дальше
только рабовладение

Экономика близка к математике, и она подчиняется объективным законам и прагматичным запросам.

Автор: Роман Авдеев

читайте также

Что делать, если вы решили перейти на работу в стартап

Алиса Кон

«Я больше не могу!»: пять шагов к полезным изменениям в 2021 году

Элизабет Грейс Сондерс

Пять советов, которые помогут быть всегда востребованными

Джефф Готэлф

Что мы не знаем об экономике Кубы

Хорхе Домингес

Последние предложения правительства Франции по борьбе с бюджетным дефицитом вызывают у меня немалое удивление. Не буду останавливаться на всех решениях подробно, но хочу вычленить самое экзотичное из них. Я имею в виду заявление министра бюджета Джерома Каюзака о том, власти Франции планируют временно ввести налог в 75%, которым будут облагаться сверхдоходы населения.

Вероятно, это решение станет попыткой выполнить задание премьер-министра Франции Жан-Марка Эро, который выступил с заявлением о том, что стране необходимы кардинальные меры, способные стабилизировать слабую экономику, обремененную "непосильным" госдолгом в 1,8 трлн евро.

Отдельно Жан-Марк Эро упомянул об обязанности состоятельных граждан Франции оказывать содействие в восстановлении экономики. Премьер сообщил, что власти планируют ввести новые правила налогообложения, согласно которым самые богатые жители страны будут платить в казну 45% своих доходов. При этом для граждан, чьи доходы превышают 1 млн евро, налоговая нагрузка составит 75%.

В свою очередь, премьер-министр вынужден реализовывать идеи нынешнего президента-социалиста Франсуа Олланда, который в своей предвыборной кампании не раз заявлял о необходимости введения «налога на богатство».

Понятно, что французские социалисты таким образом пытаются выполнять свои предвыборные обещания и «восстановить социальную справедливость».

Но кажущийся популярным лозунг лично у меня вызывает массу вопросов. Начнем с главного: а справедливо ли это?

Если соотнести долг Франции к ВВП, то из всех развитых европейских стран он самый высокий. Больше даже чем у США. Как же так получилось? Понятно, что государство активно привлекало деньги с рынка, которые потом тратились на поддержку французской экономики и социальных программ. Эти деньги получали прежде всего малоимущие и малообеспеченные граждане страны. То есть, они шли на социальную систему, которой богатые люди не пользуются. Или, вернее, не пользуются в таком объеме, в котором она финансируется государством.

И где же здесь социальная справедливость?

Не хочу быть оракулом, но мне представляется, что решение о 75% налоге на доходы богатых приведет только к оттоку капитала из Франции. Потому что одно дело, когда у людей существует мотивация зарабатывать больше, но когда 2/3 от своего заработка они должны платить в виде налогов, то стимулы быстро гаснут.

Так экономическая система работать не может, пропадают стимулы развивать бизнес, потому что целью любого бизнеса является генерация прибыли, а значит рост личных доходов.

Еще один неприятный вопрос: а готовы ли богатые французы просто так работать на благо государства?

Если готовы, то почему бы не сделать 100%-ный подоходный налог? Представляете, какими будут поступления в бюджет! Хотя, впрочем, это уже было при рабовладельческом строе. Но и налог на доходы в 75% — это тоже шаг к рабовладельческим отношениям.

Мне представляется, что все эти меры могут дать французскому бюджету маленькую передышку, и только один раз. Почему? Уже хотя бы потому, что богатые люди могут свои личные доходы регулировать. Я здесь не имею ввиду, что они обязательно будут уходить от налогов незаконным путем и прятаться в офшорах. Нет, они просто не будут получать эти доходы, оставляя их, например, в своих корпорациях.

Значит, если особого экономического эффекта не будет, то к чему тогда городить огород? Кроме чисто политического и популистского, другого объяснения нет. А вот это меня как раз настораживает. Если французское власти такие шаги делают, то эта мера популярна у большинства населения. А в итоге правительство начинает руководствоваться не вопросами прагматизма — как сделать лучше себе, — а начинает оперировать понятием «справедливость». Но к экономике такие термины неприменимы.

Понятно, что мою позицию можно истолковать мотивами классовой солидарности: богатый защищает богатых. Отчасти это, наверное, так и есть, но я бы хотел поднять тему не классовой солидарности, ненависти или справедливости, а рационализма.

Экономика близка к математике, и она подчиняется объективным законам и прагматичным запросам. И в этом плане, на мой взгляд, социалисты в среднесрочной перспективе делают Франции только хуже.

Но зато я двумя руками поддерживаю предложения ввести налог на роскошь (не путать с доходами). Когда человек получает доходы и тратит их на какие-то предметы роскоши, это можно и нужно облагать сверх налогами. Налог на роскошь, с моей точки зрения, является хорошей мерой, но все здесь тормозится сложностями с его администрированием. Его невозможно просчитать и корректно изымать. Но в любом случае я поддерживаю шаги правительства России в этом направлении. Налог на доходы и налог на роскошь, это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Но главное, хотелось бы, чтобы и во Франции, и в России власти пытались действовать прагматически. В противном случае можно прийти к рецепту повышения эффективности в животноводстве: коров надо меньше кормить , но больше доить.

Логика безупречная, и я даже не вижу в ней никаких изъянов, но всем понятно, к чему приведет реализации такой идеи.