В совмещении бизнеса и общественной пользы нет ничего нового | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В совмещении бизнеса и общественной пользы нет
ничего нового

Если все новое — не хорошо забытое старое, то по крайней мере его близкое подобие.

Автор: Дэвид Буркус

В совмещении бизнеса и общественной пользы нет ничего нового

читайте также

Опыт ничему не учит

Сойер Эмре,  Хогарт Робин

Почему скучная работа не может быть эффективной

Аня ван ден Брук,  Даниэла Андреи,  Шэрон Паркер

Самые привлекательные города мира для переезда и карьеры

Кевин Рэндалл

Секрет японских ноу-хау

Все больше и больше бизнес-школ разрабатывает программы поддержки студентов, которые хотят соединить предпринимательство с хорошими делами. Кроме того, компании пересматривают сам процесс подбора персонала, чтобы привлечь лучшие таланты, заинтересованные не столько в материальном поощрении, сколько в положительном влиянии на общество.

Кажется, чуть ли не каждый день я вижу новую заметку в блогах, написанную мыслителем или бизнес-лидером о том, как изобрести новый процесс или целую бизнес-модель: да такую, чтобы не только для себя что-то вынести, но и внести определенный вклад в жизнь социума. Даже если это не говорится прямо, одной из ключевых тем этих блогов можно назвать мысль о том, что речь идет о новой, неизведанной территории как для стартапов, так и для старых солидных компаний.

Возможно, она менее изведана в нашем мире, где начиная с 80-х звучит лозунг «Жадность — это хорошо», но вряд ли ее можно назвать новой.

История предпринимательства полна рассказов о бизнесменах, которые были настроены улучшить жизнь своих сотрудников и своей городской или деревенской общины. Менее ста лет назад производитель шоколада Милтон Херши перевел большинство активов Hershey Chocolate Company в «Школьный фонд Милтона Херши», который обеспечивает образованием и жильем детей из бедных и социально неблагополучных семей. Фонд и школа до сих пор владеют большинством голосующих акций корпорации. Херши построил модель, где не компания владеет благотворительной организацией или спонсирует ее, а благотворительная организация по существу владеет бизнесом.

В Ирландии Артур Гиннесс и его семья еще полтора века назад начали амбициозную программу по соцобеспечению своих наемных работников. Она не имела себе равных ни в какой другой из тогдашних компаний Британской империи. Уже в 60-е годы XIX века фирма платила сотрудникам, их вдовам и детям пенсии, а также обеспечивала сыновей пенсионеров и вдов еженедельным бесплатным питанием, чтобы они могли посещать школу.

Компания трудилась над улучшением условий жизни во время вспышки туберкулеза среди своих рабочих, их семей и страдавших от голода жителей Дублина. Фирма наняла доктора сэра Джона Ламсдина и спонсировала двухмесячное исследование условий жизни семей сотрудников, после чего разработала программу по повышению уровня гигиены жилищ, а также устроила уроки правильного питания и приготовления пищи. И все это не просто для того, чтобы улучшить здоровье и производительность исключительно работников фирмы, а дабы положительно повлиять на обстановку во всем Дублине и побудить городскую администрацию поднять здравоохранение на нужный уровень.

Если заглянуть в еще более далекую историю, на тысячи лет назад, даже там вы найдете желание заботиться о бедных, встроенное в древнее общественное и религиозное устройство. В иудейской традиции, например, фермерам и владельцам земли предписывалось придерживаться принципа «не подбирать колосья», описанного в книгах Второзакония и Левита Пятикнижия Моисеева. Согласно этому учению, крестьяне должны были оставлять края поля несжатыми, чтобы обеспечить бедных, вдов и странников, которые могли прийти и собрать остатки колосьев.

Специфические правила оставления колосьев менялись в разные времена и в разных культурах, но все их разновидности продвигали идею того, что обладание активами несет вместе с собой и обязанность заботиться о тех, у кого их нет. Таким образом, в бизнес-модель сбора урожая была встроена система заботы о нуждах общества.

Я привел лишь несколько исторических примеров, которые опровергают представление о том, что бизнес существует только для выгоды своих владельцев. Если все новое — не хорошо забытое старое, то по крайней мере его близкое подобие. Сегодняшний взрыв энтузиазма по поводу создания бизнесом общественной пользы, а не просто выгоды для акционеров — это прекрасный пример подобного явления. Давайте не забывать историю добрых дел наших предков.

Читайте по теме: