Спасти планету: что нужно делать бизнесу | Harvard Business Review Russia
Этика и репутация

Спасти планету: что нужно делать бизнесу

Татьяна Митрова , Ярослав Глазунов
Спасти планету: что нужно делать бизнесу

Будущее Земли в руках человека, и пришло время всерьез задуматься о том, каким оно будет. Для спасения планеты нужны действия тех, кто задает тренды и чьи ресурсы помогут решительно изменить ситуацию.

Климат и крупный бизнес

Изменение климата, без сомнения, можно считать крупнейшим долгосрочным риском для человечества. Свою лепту в нарастающую климатическую турбулентность внесли и крупные компании, которые на протяжении ХХ века развивались, практически не учитывая того, как это развитие отразится на окружающей среде. Но ситуация постепенно меняется. 

В 2015 году большинство стран подписали Парижское соглашение, согласно которому человечество должно сдерживать темпы повышения температуры на Земле. Государства заговорили о необходимости достижения углеродной нейтральности к середине нынешнего века. Не только правительства, но и инвесторы, а также миллионы конечных потребителей требуют от компаний пересмотра их традиционных стратегий и фокусировки на вопросах климата и экологии. 

Крупный бизнес отреагировал по-разному: некоторые компании продолжают хранить полное молчание по этому вопросу. Другие пообещали сократить свои выбросы, но пока не объяснили, как. Третьи, в том числе такие гиганты, как Apple, Microsoft, Google, Unilever, AstraZeneca и IKEA, обнародовали подробные цели и планы декарбонизации.

Следуя глобальному тренду, все больше корпораций избирают путь сознательного подхода в отношении климата. И это логично, ведь если компании сегодня проигнорируют негативные климатические изменения, они могут столкнуться с серьезными пертурбациями в будущем. Неудивительно, что каждый уважающий себя бизнес не просто желает отметиться рядом экологических проектов, а стремится существенно повлиять на выправление глобальной ситуации.

Например, Korn Ferry выделяет пять направлений, на которые компаниям нужно делать акцент для трансформации в климатических лидеров:

    1. Трансформация операционной модели и организационной структуры компании. Для достижения амбициозных климатических целей большинству организаций потребуется создать новые подразделения, которые будут отвечать за повестку декарбонизации, а также на операционном уровне предусмотреть возможность внесения корректив в устоявшиеся подходы к организации процессов в компании. 

    2. Расширение функций корпоративного управления. В полномочия совета директоров необходимо интегрировать определение основных ориентиров корпоративной климатической стратегии и надзор за ее реализацией, а также фокус на управлении климатическими рисками.

    3. Ориентир на «зеленую» прибыль. Приоритетами компании должны стать направления, которые позволяют ей развиваться и одновременно заботиться об окружающей среде. 

    4. Преобразование корпоративной культуры. В корпоративной философии компании должны четко просматриваться нормы и убеждения, которые станут рамкой для всех сотрудников в части климатической тематики.

    5. Вовлечение всех сотрудников. Когда дело доходит до изменения климата, люди являются одновременно причиной и решением: каждый человек, индивидуально и коллективно, способен привнести значимую лепту в защиту окружающей среды.

Скорость преодоления климатического нигилизма зависит от лидеров бизнеса. В авангарде перемен оказываются СЕО. К счастью для планеты, есть те, кто несет эту ответственность с честью и понимает, что не только бизнес влияет на климат, но и климат — на бизнес. Такие СЕО предпринимают серьезные шаги в направлении углеродной нейтральности и в результате разворачивают свои компании в сторону «зеленого горизонта» – направления развития, при котором забота об окружающем мире имеет первостепенное значение.

Роль СЕО в вопросе защиты климата

Лидеры бизнеса могут стать настоящими амбассадорами климата — людьми, которые подают пример, развивая и защищая климатическую повестку. На СЕО крупных компаний равняются не только сотрудники, но и главы других корпораций, а ведь создание коллективного неравнодушия к вопросу климата — это именно тот первый шаг, который необходим человечеству для сохранения экологической устойчивости.

От климатического менталитета СЕО зависит то, как быстро получится достичь углеродной нейтральности. Многие корпорации уже активно осваивают климатическую повестку и реализуют значимые инициативы, и одна из задач СЕО не допустить инертности в этом процессе или развития у компаний ESG-нарциссизма, когда экологические и социальные проекты выставляют напоказ для формальной демонстрации активности на данном направлении.

Большинство СЕО уже смещают акцент с борьбы с последствиями негативного воздействия на упреждающие действия. Руководители бизнеса начали открыто говорить о своем отношении к неэкологичному производству. В результате многие СЕО обзавелись «климаскопом», который помогает выявлять экологические огрехи собственных компаний и настраивать организации на внедрение положительных изменений в глобальных масштабах. Такой подход является ориентиром для тех, кто еще не осознал глубину проблемы или не смог найти возможности сделать свой бизнес более благоприятным по отношению к планете.

Благодаря действиям ряда СЕО уже сегодня заметно, как технологии производства меняются на более экологические, появляются новые варианты повышения энергоэффективности и правильной утилизации отходов. В отчетах компаний все чаще учитываются не только финансовые показатели, но и их экологическое влияние. Такая прозрачность не только показывает, как важно сохранение экологии для конкретной корпорации, но и подает положительный пример для остальных. Чем больше предприятий будет раскрывать свои показатели по влиянию на климат, тем более популярной практикой это станет. 

Приверженность СЕО неуклонному решению проблем окружающей среды, своего рода климатическая гравитация лидеров бизнеса, их готовность неуклонно двигать компанию в сторону «зеленого горизонта» обеспечит глобальное улучшение экологической ситуации на Земле.

Согласно подходу Korn Ferry, ключевые персональные атрибуты эффективного руководителя, сосредоточенного на вопросах борьбы с изменением климата, выглядят следующим образом:

    • Глобальная цель. Если забота об окружающем мире становится одной из ведущих задач для лидера, он будет готов изменить к лучшему коллег, клиентов, регионы и целые страны.

    • Высочайший уровень смелости. Готовность сломать стереотипы и бросить вызов статус-кво, а также выстраивать процессы, структуры и системы, которые позволяют компании претворять в жизнь неординарные инициативы в области защиты климата.

    • Понимание собственного влияния. Осознание лидером возможности поменять подход к окружающей среде в целой компании является действенным мотиватором и позволяет добиться значимых результатов в сжатые сроки.

    • Умножающаяся инклюзия. Включенность лидеров в решение климатических вызовов и в экологическую повестку станут положительным примером для коллег и партнеров и в итоге позволят добиться больших результатов.

    • Интегративное мышление. Понимание связи компании с окружающим миром и осознание влияния, которое организация и ее экосистема оказывают на изменение климата, являются важнейшими составляющими для экологической трансформации.

Российский путь

У России всегда был свой, не похожий на другие страны путь. Вопрос баланса между развитием производства и сохранением экологии не стал исключением: гигантская территория и огромные возможности для добычи полезных ископаемых и энергоносителей только усложняют его. Хотя именно промышленные компании оказались теми, кто первым, ощущая свою ответственность, начал внедрять новые экологические стандарты. Несмотря на внимание к вопросу со стороны многих отечественных компаний, относительно других стран Россия все еще отстает в плане «озеленения» производства. Немецкая экологическая организация Germanwatch составила Индекс эффективности изменения климата за 2021 год. 64 страны были оценены по уровню выбросов парниковых газов, климатической политике, развитию возобновляемой энергетики и энергоемкости. По всем категориям, кроме энергоемкости, Россия оказалась в последней десятке в списке.

Это не повод опускать руки, наоборот: СЕО российских компаний способны продемонстрировать всему миру мощный рывок в сторону «зеленого горизонта». Мы стоим на пороге глобального климатического переосмысления, когда лидеры бизнеса задаются вопросом, как сохранить не только устойчивость бизнеса, но и всей планеты.

Об авторах

Татьяна Митрова – профессор, научный руководитель Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», член Совета директоров «Schlumberger NV» и ПАО «НОВАТЭК».

Ярослав Глазунов — генеральный директор консалтинговой компании Korn Ferry Russia & CIS, член совета директоров компании Veon, старший советник международной инвестиционной компании LetterOne.

советуем прочитать
Почему сотрудники боятся говорить
Детерт Джеймс,  Эдмондсон Эмми
Интеллектуальный подход к управлению лояльностью
Абхиджит Гуха,  Дхрув Грювал,  Томас Дейвенпорт