Как нам победить дезинформацию | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как нам
победить дезинформацию

Нужно действовать слаженно и проактивно

Автор: Клэр Уордл

Как нам победить дезинформацию
Фото: Juj Winn / Getty Images

читайте также

Мотивируем сотрудников в тяжелые времена

Маршалл Голдсмит

Брендинг в эпоху социальных сетей

Дуглас Холт

26 июня прошла первая встреча CFO-клуб Harvard Business Review – Россия

Самое время инвестировать в Африку

Колье Пол,  Уорнхольц Жан-Луи

Проблему засорения информационного поля нельзя решить привычными способами, а попытки сделать это нередко усугубляют ее. Так, Facebook пыталась добавлять к спорному контенту предупреждающие пометки, но они лишь повысили доверие к ложным сообщениям у тех, кто был склонен в них верить. Нужны иные методы.

Ущерб от ложных или искаженных сведений оценить трудно, и его обычно связывают с негативным влиянием на демократию. О том, как лживые новости влияют на экономику, говорится крайне мало. Конечно, три недавних события, сопровождавшихся потоками дезинформации (Брексит, выборы в США и во Франции), имели серьезные экономические последствия. Любая кампания, сеющая раздор и недоверие и обостряющая социокультурные проблемы, вредит экономике.

В недавнем отчете для Совета Европы мы с моим коллегой Хоссейном Деракшаном представили 35 предложений по борьбе с дезинформацией. В частности, мы советуем корректировать алгоритмы, обучать пользователей и регулировать платформы. Но чтобы уверенно бороться с информационным мусором, журналисты, политики и бизнесмены должны действовать на опережение — все вместе.

С чем мы боремся

Для начала разберемся с терминами. Недостоверные сведения, которыми люди делятся по незнанию и без намерения навредить, — это ложная информация; ложь, которую люди распространяют осознанно, с целью нанести вред, — это дезинформация. Она принимает разные формы — от вводящих в заблуждение текстов и ­формулировок до графики и видео с эмблемами известных информационных брендов, которые якобы подтверждают достоверность данных. Это могут быть онлайн-кампании по улучшению или ухудшению репутации какого-либо продукта — с фейковыми отзывами, проплаченными подписями под петициями, попытками подделать результаты интернет-опросов и создать ложное представление о мнении людей.

Проблема еще и в том, что многие инструменты и методы распространения лжи используются и для благих целей. Технологии сбора личных данных, использованные Россией и Cambridge Analytica перед выборами 2016 года, почти идентичны тем, что применяют компании для охвата клиентов, общественные организации — для поиска сторонников, новостные агентства — для привлечения аудитории. Реклама через онлайн-сервисы вроде AdSense от Google обеспечивает большой охват сайтов, но среди них могут оказаться сомнительные. Рекламный стартап Storyzy нашел на ресурсах, продвигающих теории заговора и другие ложные сведения, рекламу более 600 брендов. Мессенджеры вроде WhatsApp удобны для общения, но по ним быстро разлетаются опасные слухи и вбросы.

Все это повышает уязвимость бизнеса. Меры, принимаемые Facebook и другими платформами для защиты от дезинформационных кампаний, бьют и по честным организациям. Google запретила подписку на AdSense уже почти 200 публикаторам спорного контента, тем самым ограничив возможности рекламного охвата для бизнеса. В случае с мессенджерами организациям остается лишь гадать, в какой момент на них начнется атака или кто-то решит использовать их бренд в мошеннических целях. Так, накануне президентских выборов 2017 года в Кении логотип и графика BBC появились в сфабрикованном материале, облетевшем WhatsApp. BBC пришлось опровергать свою причастность к фальшивке.

Как объединить усилия

Бренды уже принуждали платформы удалять ложную информацию — особенно несущую репутационные риски. Таким компаниям, как L’Oréal, Nike и Walmart, приходилось отзывать онлайн-рекламу, опубликованную рядом с недостоверной информацией. YouTube следит, чтобы автоматически таргетированная реклама не появлялась возле спорного контента. Facebook блокирует рекламу от страниц, неоднократно уличенных в публикации ложных новостей. Такие шаги могут помешать распространению лжи, ограничив рекламные доходы ее публикаторов.

ИТ-компании сталкиваются с непростым выбором. Как коммерческие организации они должны приносить прибыль акционерам — а для этого нужно удерживать пользователей, увеличивая число показов рекламы. С этой целью компании корректируют алгоритмы, стараясь предлагать людям больше материалов, похожих на те, которые они «лайкали», репостили и комментировали. Эта схема хороша, когда контент, которым делятся пользователи, безобиден. Но в случае с ложной информацией соцсеть способствует ее распространению со скоростью лесного пожара. Едва ли ИТ-компании согласятся в корне изменить свои алгоритмы, — но они могут дать пользователям больше прав для их настройки и персонализации. Это позволило бы выявлять спорные публикации, противоречащие убеждениям пользователей. Такие изменения могли бы снизить эффект «информационных пузырей», из-за которых сегодня ­ложная ­информация не выявляется, если люди видят только то, что согласуется с их последними действиями.

Наконец, бизнес должен проактивно отслеживать ложь. Компании могут использовать инструменты социального мониторинга для выявления случаев использования в интернете их логотипов и имен ключевых сотрудников, чтобы вовремя узнавать об атаках на бренд или мошенничестве. Руководителям глобальных компаний придется следить за возможными угрозами на множестве платформ. Так, почти у каж­дой страны в Азии есть любимый мессенджер: в Китае это WeChat, в Мьянме — Viber, в Японии — Line. Важно информировать сотрудников о вреде ложной информации. Именно люди, знающие о каналах распространения дезинформации и о «взрывоопасных» темах, должны занять передний край обороны. Если вы под прицелом, подумайте, как защитить репутацию.

Не сдаваться!

Ученые, журналисты, гражданское общество и политики рассуждают о ложной информации как о чем-то рациональном. На самом деле ложь — лишь отражение человеческой природы и чувств: гнева, страха, желания самоутвердиться. Самый популярный информационный мусор играет именно на этих эмоциях.

Нужно бороться с этой тьмой. ИТ-компании должны сотрудничать с учеными, нормотворцы — прислушиваться к тем, кто проверяет информацию, и каждый из нас — быть нетерпимым ко лжи. Вместе мы сможем держать проблему под контролем.

Об авторе. Клэр Уордл (Claire Wardle) — руководитель проекта Information Disorder (ID) Центра медиа, политики и общественных интересов имени Джоан Шоренстейн при Гарвардской школе Кеннеди.

Читайте также:

Битва за истину: как новые технологии подрывают доверие к информации

Вся правда об одном из самых харизматичных руководителей в Европе

Что мы знаем о ложных новостях

Бизнес в эпоху цифровой пропаганды: почему глубокие фейки угрожают репутации бизнеса

* деятельность на территории РФ запрещена