Идеи в оковах | Harvard Business Review Russia
Феномены

Идеи в оковах

Марина Иванющенкова
Идеи в оковах

Идея сама по себе мало чего стоит. Так часто заявляют начинающим предпринимателям маститые инвесторы. Вы, мол, соберите лучшую команду, создайте прототип, проверьте все гипотезы, покажите наличие платежеспособного спроса и масштабируемость продукта — вот тогда и поговорим.

А я так скажу: смотря какая идея. Если бы продавец электроники из Нигерии Кеннет Ннебуэ в 1992 году действовал, как хотят маститые инвесторы, сегодня не было бы Нолливуда — нигерийской киноиндустрии с оборотом более $3 млрд в год. Она появилась на голом месте лишь потому, что Ннебуэ, получившему по случаю крупную партию чистых и никому в стране не нужных видеокассет, пришла в голову блестящая идея, как их продать. Он придумал сценарий триллера «Жизнь в оковах», снял по нему двухсерийный фильм, записал его на те самые видеокассеты — и фильм разошелся по всей Африке сотнями тысяч копий.

Этот хрестоматийный пример приводят Клейтон Кристенсен, Эфоса Оджомо и Карен Диллон в статье «Ключ к рынку, которого нет». Упоминают они и другие случаи того, как идеи и инновации способствуют возникновению многомиллиардных компаний в регионах, где, казалось бы, нет платежеспособного спроса. Низкий уровень развития инфраструктуры и слабые государственные институты — тоже надуманные препятствия. По оценкам авторов статьи, если есть хорошие идеи, вера в них и упорство в реализации, то инфраструктура и институты быстро подтягиваются вслед за частной инициативой.

Устоявшееся представление о том, что прежде чем начинать какое-то дело, нужно тщательно проанализировать все «против», приводит к дефициту хороших идей. Пора исправлять ситуацию. Внимательно изучите карту глобальных трендов, подготовленную Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Быть может, ваша блестящая идея где-то там или в других материалах этого номера.

советуем прочитать
Экономика платформ
Марко Янсити,  Карим Лакхани