Парадоксов друг: история русского «министра мрака» | Большие Идеи

・ Феномены

Парадоксов друг: история русского
«министра мрака»

Рецензия на книгу «Ministry of Darkness. How Sergey Uvarov Created Conservative Modern Russia»

Автор: Елизавета Биргер

Парадоксов друг: история русского «министра мрака»
Иллюстрация: Валентин Ткач

читайте также

Эди Слиман: Стив Джобс от мира моды

Умар Хак

Чему облачные вычисления могут научить автомобильную промышленность

Максвелл Вессел

Как эффективно внедрять инновационные идеи: опыт Renault

Дирк Дейхманн,  Тома Жилье

Что нужно делать, чтобы ваше резюме заметили

Кристи ДеПол

Рецензия на книгу «Ministry of Darkness. How Sergey Uvarov Created Conservative Modern Russia», Bloomsbury Academic, 2019

Когда-то Пушкин, сетуя на непросвещенность светского общества, писал Чаадаеву: «Правительство все еще единственный европеец в России». Будучи коллективным «европейцем», правительство тем не менее оберегало свой народ от европейских ценностей, и когда будущий министр Сергей Уваров предложил императору Николаю I ценностную формулу «Православие, самодержавие, народность», она была принята, продержалась почти сто лет и, кажется, обретает новую почву в нынешнем веке.

Сам создатель официальной теории народности вовсе не был консерватором по убеждениям — он учился в Геттингенском университете, переписывался с Гёте и знал французский лучше, чем русский. Сергей Уваров пытался найти для России особый путь и в итоге создал уникальную систему русского образования, заменив в школах Закон Божий на латынь и греческий. Книга английской журналистки и историка Лесли Чемберлен рисует портрет Уварова как человека просвещения, трагически не понятого на родине и не понимавшего ее.

Император Николай I, напуганный восстанием декабристов, польским восстанием 1830—1831 года и либеральными ветрами с Запада, образование в России считал роскошью ненужной. На роль нового министра просвещения он искал человека, который стал бы скорее ограничивать, чем просвещать. Глава Академии наук Сергей Уваров, представивший императору доклад, с той самой формулой «православие, самодержавие, народность», показался царю наиболее подходящей фигурой. Триада, получившая имя «уваровской», стала доктриной России и, как считает Лесли Чемберлен, тройственный союз веры, единства и подчинения воспроизводился в идеологии России после революции, вплоть до наших дней: ее отражение она видит и в ленинской формуле «Партия — ум, честь и совесть эпохи», и в идеологии нашего времени.

При этом сама фигура Уварова — трагически двойственная. Это раздвоение кажется Чемберлен узаконенным в России лицемерием, повторяющимся в веках: человек с умом и талантом «стремится ставить себя проводником общественного порядка, в который не верит, чтобы поддерживать государственное устройство в России, которое ему не нравится». Уваров — первый в длинной череде фигур, потерпевших поражение в попытках служить одновременно идеям просвещения и диктаторскому политическому устройству.

«Лицемерие» Сергея Уварова было очевидно уже современникам. Историк Сергей Соловьев писал, что Уваров «придумал эти начала... православие — будучи безбожником, не веруя в Христа, даже и по-протестантски; самодержавие — будучи либералом; народность — не прочитав в свою жизнь ни одной русской книги». Портрет этот только отчасти несправедлив. Сергей Уваров родился в 1786 году в семье гвардейского подполковника Семена Уварова, любимца и личного адъютанта князя Потемкина, крестной матерью мальчика стала сама императрица Екатерина II. Ему не было и двух лет, когда отец пропал без вести на полях Русско-шведской войны. Мать оплатила ему гувернера, по моде тех времен выбрав французского аббата, с которым Уваров читал изящную французскую литературу. Поступив на службу в 15 лет, будущий министр просвещения трудился переводчиком. Он год проучился в Геттингене, где слушал лекции выдающихся немецких мыслителей, работал в министерстве иностранных дел в Неаполе, а в 1805 году отправился секретарем посольства в Вену.

Когда в 1809 году в Вену вошел Наполеон, Уваров вернулся в Россию. Он ждал назначения в посольство, но в начале 1810 года умерла его мать, и груз унаследованных долгов похоронил мечты о карьере посла. Уваров женился на старшей дочери министра просвещения Екатерине Разумовской. В приданое, помимо денег и имений, 24-летний молодой человек, у которого за душой не было ничего, кроме блестящего образования, получил должность суперинтенданта Санкт-Петербургского учебного округа и членство в Академии наук. В 33 года он стал самым молодым в истории президентом Российской академии наук.

Его первым просветительским проектом стало преобразование гимназий. Государство считало, что чем меньше знаний, тем лучше: достаточно грамоты и Закона Божьего. Уваров предлагал, воспитывая дворянских детей, обратиться к античности — примеру одновременно и мудрости, и покорности обстоятельствам. Пусть гимназисты изучают латынь, греческий, античную философию и искусство, приобщившись через них к умеренности, ответственности и хорошему вкусу. Совершенно не в духе своего времени Уваров считал, что прежде, чем воспитывать общество, надо воспитать хороший вкус. Как пишет Чемберлен: «Уваров попытался создать образованный класс, который был бы аполитичен и равнодушен к революционным идеям».

Просвещенный чиновник не сомневался, что останется в истории как созидатель, но запомнился как «министр мрака» — по едкому выражению Виссариона Белинского — и как герой ехидных пушкинских эпиграмм. Чемберлен пишет: «Трудно быть просвещенным человеком в отсталой стране», но даже она не может не видеть, насколько подход Уварова был чужд исканиям времени, как прогрессивным, так и консервативным. Возможно, просветительство не отвечало запросам времени вообще и России в частности. Уваров предлагал начать с духовного совершенствования, в то время как новая интеллигенция спешила обустроить Россию здесь и сейчас. Но нельзя сказать, что его политика не дала плодов: сделать Уварову удалось многое. Он сумел защитить классический подход к образованию и наладил систему обучения учителей за границей (в России тогда учиться было не у кого) и по сути создал Санкт-Петербургский университет.

Американка Синтия Уиттакер в 1984 году написала биографию Уварова (русский перевод 1999 года), где представила его как создателя российского образования и «фактически самой логичной и разумной в то время программы развития России». Ей удалось показать, что Уваров не был притеснителем просвещения, каким его запомнила история, а напротив, всячески оберегал университеты и науку от притеснений Николая I. Зажим академических свобод начался именно после ухода Уварова с поста министра в 1849 году: довольно скоро логику стали преподавать церковники, статистику как источник опасных знаний об обществе исключили из университетских курсов, а профессорам фактически запретили выезд за рубеж, введя непомерную плату за загранпаспорт. Конспекты любых лекций теперь надлежало предъявлять цензуре заранее.

Парадоксально, но половинчатая позиция Уварова способствовала оформлению в обществе как консервативных, так и решительно демократических течений. По выражению Чемберлен, он «создал русский консерватизм через свой пример» — попытки принести либеральные просвещенные взгляды в жертву системе. И осуждая этическое раздвоение, историк подмечает, что такая двойственность присуща сейчас любому человеку во власти и около власти в России, любому функционеру, кто окружает себя западными вещами и стремится к западному образованию, но при этом публично лоялен автократической власти.

Об авторе. Елизавета Биргер — независимый журналист.