Как работает нигерийская модель капитализма стейкхолдеров | Harvard Business Review Russia
Феномены

Как работает нигерийская модель капитализма стейкхолдеров

Ндубуиси Экекве
Как работает нигерийская модель капитализма стейкхолдеров
Mr. Nelson Design

На протяжении многих веков на юго-востоке Нигерии практиковали то, что сегодня называют «капитализмом стейкхолдеров». Иными словами, там считали, что бизнес должен думать об интересах местного сообщества, работников, потребителей и об окружающей среде, а не только о выгоде акционеров. У главного народа этого региона, игбо, есть уникальная система ученичества (система ученичества игбо) — схема работы малого бизнеса, в которой успешные компании помогают новичкам, делясь с ними капиталом и клиентами. В этой модели компании редко занимают доминирующее положение в отрасли, ведь все регулярно отказываются от некоторой доли рынка. В результате возникает равное сообщество, где любой, даже самый маленький бизнес получает возможности.

Сегодня мы пытаемся внедрить капитализм стейкхолдеров — то есть создать справедливую, честную и равноправную экономическую систему, которая выгодна всем, а не только самым богатым, — и возможно, стоит рассмотреть принципы и идеи системы ученичества игбо. Система ученичества игбо показала, как можно укрепить ответственность менеджеров, конкурентоспособность и прибыльность, не жертвуя общественным благосостоянием. Она создает инклюзивный рост и дает больше возможностей клиентам и сотрудникам, что, в свою очередь, помогает бизнесу достигать устойчивых результатов для всех, ведь создание ценности для всех заинтересованных лиц (инвесторов, сотрудников, клиентов и сообщества, а также для окружающей среды) может быть выгодно всем: чем сильнее все игроки, тем сильнее будут рынки будущего.

Систему ученичества игбо называют крупнейшим бизнес-инкубатором в мире: в ней ежегодно создаются и крепнут тысячи предприятий. Инносент Чуквума, основатель компании Innoson Motors, крупнейшего по объему продаж производителя автомобилей, созданного африканцами, прошел через систему ученичества игбо. Прошел через нее и Ифеаньи Уба, владелец одного из крупнейших частных топливных складов в Африке, которому принадлежит крупнейшая в Нигерии частная нефтяная пристань, портальное загрузочное устройство на 18 погрузочных рукавов, несколько океанских судов, хранилище объемом более 200 млн л и сотни танкеров. Космас Мадука, который контролирует Coscharis Group, диверсифицированный конгломерат с активами в сферах производства, автомобилей и нефтехимии, — еще один выпускник системы ученичества игбо. Уба и Чуквума не закончили среднюю школу, а Мадука — даже начальную. До последнего времени это было обычной практикой: ученичество заменяло нигерийцам традиционное образование; люди изучали механики рынка и деловые секреты под началом мастера.

В основе системы ученичества игбо лежит философия совместного процветания: рыночные игроки практикуют конкурентное сотрудничество, чтобы достичь экономического равновесия. Когда компания получает конкурентное преимущество, она перераспределяет это преимущество, отдавая конкурентам часть своей доли рынка. Это способствует устойчивости и образованию удобных для жизни сообществ. Крупные игроки сами спонсируют своих конкурентов, а главным показателем успеха считается не абсолютное доминирование на рынке, а вклад в поддержку других. У игбо есть старая пословица, которая напоминает об этом правиле: «onye aghala nwanne ya» — «нельзя оставлять своих братьев позади»; пословица касается и общественной, и экономической жизни.

Главная цель системы ученичества игбо — предотвратить бедность, создавая возможности для всех. Люди верят, что, когда у них рождается ребенок, он (или она) уже часть сообщества. (У народа игбо есть даже имя Нваоха, которое означает «ребенок сообщества»). Родители дают детям жизнь, а сообщества обеспечивают их всем необходимым для успеха и процветания. Если с родителями что-то случится или они не смогут самостоятельно вырастить ребенка, их заменит другой член сообщества. Как правило, в процессе ученичества ребенок сначала переселяется в дом к другой семье, а потом постепенно начинает работать в компании своего мастера. Через несколько лет ученик считается «обустроенным»: мастер добровольно отказывается от части своей доли рынка, отдает своему будущему конкуренту часть клиентов и делится остальными вещами, которые нужны ему для успеха, не получая взамен никакой доли в новом бизнесе.

На практике это обычно работает так: взрослый мужчина, работающий в городе, выбирает троих детей (обычно мальчиков), которые растут без отцов или в семьях, где нет денег на образование, и решает обеспечить их жизнь. В течение нескольких лет эти дети помогают ему в работе: это и есть период ученичества. Когда этот период заканчивается, мастер приглашает своих коллег и партнеров и проводит «обустройство». Если доля мастера на этом рынке составляла 10%, то к концу ученичества у него останется лишь 7%, а 3% он раздаст ученикам, ведь его главная цель не в том, чтобы добиться роста своей компании, а в том, чтобы обеспечить успех подмастерьям. На этом помощь не кончается: мастер и дальше продолжает делиться со своими учениками бизнес-возможностями, чтобы те могли добиться успеха самостоятельно. Иногда мастер вообще уходит из отрасли, чтобы дать возможность работать остальным. Например, Уба построил компанию по производству запчастей в Гане и Конго, а затем вернулся в свой родной город Нневи (Нигерия) и нашел там несколько молодых учеников. Постепенно он вышел из бизнеса, оставив дела им. В своих предыдущих производственных компаниях Чуквума поступал так же.

Мы обсуждаем неравенство и выступаем за капитализм стейкхолдеров, но система ученичества игбо уже давно решила эту проблему. Народ игбо — относительно стабильное сообщество в Нигерии: так, средняя грамотность в Нигерии составляет 62%, а в большинстве штатов, где действует система ученичества игбо, уровень грамотности превышает 90%. Кроме того, структура системы ученичества игбо обеспечивает всем равные возможности и поддержку, предотвращая бедность и неравенство в сообществах, ведь равенство дает больше образовательных возможностей и помогает создать стабильные общества.

Если посмотреть на систему ученичества игбо с точки зрения акционерного капитализма, она может показаться неудачной, но выгодоприобретателем здесь оказывается общество в целом, и такая модель помогла большинству сообществ игбо добиться общего процветания. В 1970 году, после окончания гражданской войны в Нигерии, большинство активов игбо были заморожены, и людям было не на что начинать новую жизнь. Но сообщества игбо объединились, чтобы построить школы и клиники, и старейшины сообществ наставляли младших, чтобы те делились возможностями со своими собратьями и помогали им. Прошло несколько десятилетий, и этот настрой привел к стабильному экономическому росту.

Но многие отмечают, что систему ученичества игбо нужно реформировать, чтобы у молодых учеников было больше возможностей бороться с нарушениями со стороны мастеров. Например, если бы старейшины и муниципальные власти создали реестр контрактов, чтобы обеспечить соблюдение правил, это помогло бы исправить нарушения: мастера бы соблюдали свои обещания, и ученики работали на оговоренных условиях. С другой стороны, если система ученичества будет формализована, если в нее будут добавлены письменные контракты и государственное регулирование, это исказит ее естественное равновесие: ведь сейчас люди гордятся, что помогают следующему поколению.

Из системы ученичества игбо можно извлечь много уроков, которые могли бы изменить современный капитализм. Она укрепляет конкуренцию, помогает новым игрокам выйти на рынок и приносит пользу потребителям. Эта система позволяет взглянуть на создание ценности по-новому, задумываясь не только о финансовых показателях, но и о поддержке сообществ и семей. Более того, она создает благосостояние для всех. Это практическая демонстрация философии убунту: «веры во вселенские узы общности, которые связывают все человечество». Она не слишком успешна по меркам западных деловых и экономических структур, но для народа игбо и некоторых других африканцев это удачная система, которая обеспечивает равенство и мирную жизнь в сообществах и позволяет убедиться, что никто не бросает своих братьев позади. А ведь это и есть идеалы капитализма стейкхолдеров.

Об авторе

Ндубуиси Экекве (Ndubuisi Ekekwe) — основатель благотворительной организации «Африканский технологический институт» и председатель группы компаний Fasmicro, которая занимается технологиями, финансами и недвижимостью.

советуем прочитать