Бизнес после эпохи роста | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бизнес после
эпохи роста

Автор: Спет Густав Джеймс

Бизнес после эпохи роста

читайте также

Жизненный цикл гендиректора

Джеймс Ситрин,  Клаудиус Хильдебранд,  Роберт Старк

Как сделать так, чтобы опытные сотрудники не утаивали свои знания

Дороти Леонард

Как измерить ценность социальных инвестиций

Крис Эдди,  Майкл Этцел,  Майя Чоренгел,  Мэрайя Коллинз

На пороге управленческой революции

Ицхак Адизес

Руководители компаний обычно строят свои расчеты на том, что общий объем деловой активности в их странах (если не считать недолгих периодов спада) может, а то и должен постоянно нарастать — хотя все больше людей видят в росте экономики угрозу окружающей среде и другие малоприятные побочные эффекты. Времена меняются, и руководителям пора привыкать к мысли о наступлении новой эры — «после эпохи роста».

Неограниченное увеличение ВВП, как и неконтролируемый рост населения, не сулит нам ничего хорошего. Тем не менее в мире до сих пор все думают, что чем быстрее растет экономика, тем лучше. Но ведь рост создает больше проблем, чем решает: усугубляется безработица, из-за строительства промышленных предприятий ухудшается экология, меняется облик городов и поселков, у людей пропадает ощущение корней, страдает их душевное здоровье. Страны яростно соперничают за доступ к энергоресурсам и другому сырью. За всем этим стоит навязанная нам производителями идеология потребления: она создает ложные ориентиры и уводит прочь от истинных нужд общества и человека.

Развитые страны вступят в эпоху «после роста» довольно скоро. Значит, нашу работу, окружающую среду, интересы государства и отдельных сообществ уже не будут приносить на алтарь ВВП, а иллюзорная перспектива экономического подъема не будет затмевать собой подлинные чаяния общества. Потребительства станет меньше, мы вновь обратимся к ценностям, которыми столь долго пренебрегали, и качество жизни улучшится.

Экономический кризис уже сейчас заставляет нас жить проще. Люди опомнились и перестали безудержно тратить и приобретать (хотя бы потому, что денег стало меньше). Им снова открылось главное: самого дорогого не купишь в торговом центре — более того, не купишь нигде. Теперь мы знаем, что господство материальных благ и счастье — вещи несовместные.

Если мы хотим, чтобы рынок работал на общество, то в цену любого товара следует закладывать все затраты на охрану окружающей среды и социальные издержки. Установив адекватные цены на энергию и другие ресурсы и продукты, важно сделать все, чтобы эти ресурсы и продукты были доступны людям (например, выдавать субсидии и более справедливо распределять доходы). Бизнесу нужно учиться жить в гармонии с обществом и окружающей средой. Конечно, даже в обществе «после роста» многое должно «вырасти»: хорошие рабочие места, доходы бедных, «зеленые» технологии, доступная медицина, система социального страхования для безработных, пожилых и нетрудоспособных, инвестиции в инфраструктуру и природоохранные программы. Все это невозможно без пересмотра государственной политики. Особенно важны меры, которые не только сдерживают рост, но и направлены на благо общества и защиту окружающей среды. Речь идет, например, о сокращении рабочей недели и увеличении отпуска; о более жесткой охране труда, гарантии занятости, социальных пакетах для всех; об ограничении на рекламу; о создании корпораций XXI века, в которых у сотрудников будет не меньше прав, чем у акционеров; о бескомпромиссной защите окружающей среды, здоровья людей и прав потребителей; о достижении экономического и социального равноправия; о расширении спектра общественных услуг; о программах, связанных с высоким приростом населения в США и за рубежом.

«После роста» будут развиваться и компании, но, разумеется, не все. Конкуренция усилится, предприниматели начнут внедрять новые технологии и создавать новые бизнес-модели — в том числе, чтобы учитывать нужды общества и способствовать восстановлению природного равновесия. И конечно, экономический рост должен продолжиться в бедных странах, ведь именно там в жестокой нищете живет половина населения планеты. Этим государствам просто необходимо выйти на путь устойчивого развития во благо человека.

В ближайшие годы миру придется решать неотложную задачу: создавать новую экономику — экономику заботы о человеке, сообществах и природе. Все это должно стать главной целью хозяйственной деятельности, а не полезным побочным продуктом роста ВВП, расширения рынков и умеренного регулирования. Трудность в том, что предстоит не просто восстановить экономику, но полностью перестроить ее.