Новый патриархат наступает | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новый
патриархат наступает

Автор: Лонгман Филлип

читайте также

Опасные менеджеры

Марк Болино,  Энтони Клотц

Как понять, есть ли у сотрудников время на новые проекты

Дутта Сатадип

Стратегию диктует рынок

Лав Клер,  Ривз Мартин,  Тиллманнс Филипп

Как не цепенеть от страха в важные моменты вашей жизни

Сиан Бейлок

«Если у ваших родителей никогда не было детей, вероятно, у вас их тоже не будет», — пошутил однажды комик Дик Кейветт. Эта парадоксальная мысль отчасти отражает то, что происходит сейчас в мире и значительно влияет на культуру, политику и бизнес.

Известно, что в семьях общественных, религиозных или политических консерваторов обычно больше детей, то есть они из поколения в поколение создают общество традиционных ценностей. Возьмем пример США. Уровень рождаемости в штатах, которые на последних президентских выборах проголосовали за Джорджа Буша-младшего, на 12% выше, чем в более либеральных и менее религиозных штатах, где победил его оппонент. Если бы территории, проголосовавшие за демократа Джона Керри, отделились от США, то коэффициент фертильности — среднее количество детей, рожденных одной женщиной, — составил бы в этом государстве всего 1,8, а это на 13% ниже уровня, необходимого для простого замещения.

Зависимость плодовитости от консерватизма обнаруживается не только в США, но и в Европе, Израиле и других регионах. Существует прочная связь между приверженностью традиционным христианским, иудейским и исламским ценностям и высокой рождаемостью. По мере того как все больше детей рождается у людей, которые, следуя своим консервативным убеждениям, завели большие семьи, формируются и усиливаются общества, где доминируют патриархальные ценности религий, восходящие к Аврааму и поощряющие деторождение. С чего когда-то началось отделение церкви от государства? Патриархат традиционно требовал от мужчин жениться на «приличной» женщине и взять на себя ответственность за детей, которых она ему родит. Отчасти из-за этих обязательств модель патриархата не привлекает мужчин. Многим женщинам тоже не нравится роль, которую навязывает им традиционный уклад. Когда в обществе появляется широкий слой населения, воспитанного вне консервативных устоев (как произошло в 1960-е и 1970-е годы), патриархальные ограничения начинают казаться слишком тесными как мужчинам, так и женщинам. И тогда традиционные роли полов размываются, падает уровень рождаемости, а патриархат сдает свои позиции.

Но традиционный уклад общества всегда возвращается, так как его сторонники вкладывают в будущее больше генов и идей, чем люди менее религиозные. Этот процесс уже давно происходит в США. К примеру, около 20% американских женщин, которые сейчас выходят из репродуктивного возраста, бездетны и столько же имеют по одному ребенку. Следовательно, относительно большая доля следующего поколения — дети сравнительно узкого и консервативного сегмента общества, почитающего семейные ценности. Сегодня мы наблюдаем формирование той культуры, в которой консерваторы и верующие играют намного большую роль, чем в 1960—1970 годах.

Как же может бизнес сыграть на этом или хотя бы подготовиться к такому развитию событий? Компании, которые, продавая свои продукты, апеллируют к сексуальности или продукты которых настраивают молодых против традиционных ценностей, должны будут как следует подумать, прежде чем отважатся предложить фильм или видеоигру со сценами секса или насилия, которые могут вызвать бойкот или запрет. Рок и хип-хоп, беспутные знаменитости, люди без корней, бездетные жители больших городов, сделавшие блистательную карьеру, — все эти идолы нынешних маркетинговых кампаний скоро будут восприниматься как реликты декадентского прошлого. Даже левые политические силы, скорее всего, откажутся от многих своих нынешних позиций и встанут под знамена борьбы за «семейную зарплату», позволяющую мужчине содержать своих детей (как это случилось в консервативном XIX веке). Работодателям станет труднее брать на работу женщин, просто потому что те станут подчиняться доминирующей культурной норме — заниматься детьми и семьей. Уже сейчас все меньше доля американских женщин с маленькими детьми, которые работают вне дома.

Новые патриархальные семейства будут ценить продукты и услуги, благодаря которым и отцы смогут проводить больше времени дома. Пример такой услуги — система онлайновых продаж через eBay, он устраняет многие препятствия для создания домашнего бизнеса. Когда-нибудь нано-и биотехнологии позволят миллионам семей самостоятельно производить пищу, энергию и продукты, которые они сейчас покупают у глобальных производителей, и тогда будет восстановлена традиционная экономическая основа патриархальной семьи.