Символы счастливого брака | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Символы
счастливого брака

В опросе, проведенном двумя студентами последнего курса Китайского университета Гонконга под руководством профессоров Роберта Уайера и Сянчи Дая, приняли участие более 400 супружеских пар. Их спрашивали о том, насколько они довольны своими половинами, и просили сказать точно, в каком направлении и как далеко от дома находится их работа и сколько времени уходит на дорогу. Обнаружилась зависимость между тем, ездят ли супруги на работу вместе, и их удовлетворенностью браком. В другом эксперименте исследователи произвольно составляли пары и давали им задание. Тем, кто, выполняя его, шел в одном направлении, их партнеры по эксперименту понравились больше, чем тем, кто шел в разных направлениях.

Автор: Уайер Роберт

Символы счастливого брака

читайте также

Александр Аузан: «Сможет ли Россия выйти из ловушки?»

Анна Натитник

Как создавать обучающие видео

Андрей Скворцов,  Наталья Журавлева

«Многие считают, что фермерство — это авантюра»

Юлия Фуколова

Когда следует (не) беспокоиться из-за сорванных планов

Арт Маркман

Утверждение: Если супруги работают недалеко друг от друга и утром едут в свои офисы вместе, их отношения складываются лучше, чем у других.

Исследование: В опросе, проведенном двумя студентами последнего курса Китайского университета Гонконга под руководством профессоров Роберта Уайера и Сянчи Дая, приняли участие более 400 супружеских пар. Их спрашивали о том, насколько они довольны своими половинами, и просили сказать точно, в каком направлении и как далеко от дома находится их работа и сколько времени уходит на дорогу. Обнаружилась зависимость между тем, ездят ли супруги на работу вместе, и их удовлетворенностью браком. В другом эксперименте исследователи произвольно составляли пары и давали им задание. Тем, кто, выполняя его, шел в одном направлении, их партнеры по эксперименту понравились больше, чем тем, кто шел в разных направлениях.

Вопрос: Правда ли, что, идя в одном направлении физически, мы становимся ближе друг другу эмоционально?

Профессор Уайер, защищайте свою идею!

Уайер: Я вовсе не был уверен, что опросы, проведенные в США и Гонконге, выявят эту закономерность. Но произошло именно это: люди, которые каждый день вместе ездили на работу, более счастливы в браке. Видимо, это объясняется с тем, что движение в одном направлении символизирует стремление к общей цели. Мои коллеги по эксперименту, студенты Ирэн Хуан и Пин Дон, а также преподаватель нашего университета Сянчи Дай прочитали в научных книгах, что часто люди ощущают разочарование в своем браке именно из-за отсутствия общих целей. Ну а каждый день ездить на работу и обратно любителей мало. Вот мы и решили посмотреть на эти две проблемы вместе. Ведь можно было бы иначе трактовать результаты исследования.

Например, предположить, что у работающих недалеко друг от друга и сама работа может быть похожей и потому им есть о чем поговорить после трудового дня. Мы провели дополнительное исследование, теперь в лабораторных условиях — это позволило нам отсечь фактор совместной поездки на работу от всех прочих. И мы выяснили, что те, кто по ходу задания передвигался в одном направлении, были больше довольны своими партнерами по эксперименту, даже если их маршруты не совпадали полностью. Результаты убедили нас в верности наших выводов.

HBR: Нам с мужем раньше было по пути на работу, но теперь нет. Что же, наш союз обречен?

Нет, конечно. Счастливым будет брак или нет — это зависит от множества куда более серьезных вещей. Взять, к примеру, курение: известно, что оно может привести к раку, но это вовсе не значит, что все курильщики точно заболеют. И хотя в нашем случае отклонение от среднестатистического значения еще меньше, любопытно, что такой, казалось бы, неважный и случайный фактор, как место расположения работы, может оказаться статистически значимым.

А какие-нибудь другие факторы, на которые мы не обращаем внимания, могут отразиться на взаимоотношениях супругов?

Ученые накопили массу данных, говорящих о том, что если у людей есть что-нибудь общее — даже если их зовут одинаково или они родом из одного города, — это делает их привлекательнее в глазах друг друга. Последние исследования доказывают, что физическое ощущение тепла может вызывать ощущение теплых отношений, а от этого, в свою очередь, будет зависеть, как мы воспримем ту или иную ситуацию. Ученые из Йельского университета во главе с Джоном Баргом обнаружили, что если человек держит чашку с горячим чаем или кофе, то он и отношение к нему окружающих будет оценивать скорее как теплое. А ученые нашего университета (Ирен Хуан, Мен Зан и другие) установили, что, если людям тепло, у них возникает ощущение связи с другими и они становятся более сговорчивыми. Поэтому на скачках в теплую погоду игроки чаще, чем в холодную, ставят на фаворита, то есть на лошадь, которую предпочитает большинство.

Значит, ощущение близости ­делает нас конформистами?

Близость в отношениях — да, а физическая — не обязательно. Нам обычно неприятно, если кто-то вторгается в наше ­личное пространство. Когда же мы сами оказываемся незваным гостем, то ощущение неловкости если и испытываем, то куда слабее. Скажем, когда в автобусе вы садитесь рядом с незнакомым человеком, вы этого почти не замечаете; если же все происходит с точностью до наоборот, вы внутренне напрягаетесь.

Почему? Это объясняет исследование Хао Шена из Китайского университета Гонконга и Джин Су из Пекинского университета. Вы делаете заключение, что вам понравился человек, рядом с которым вы сели, хотя на самом деле у вас могло и не быть выбора. Но когда кто-нибудь чужой занимает соседнее место, вы воспринимаете это как посягательство на вашу свободу и хотите ее отстоять. В научном эксперименте одну группу добровольцев попросили сесть рядом с уже сидевшими людьми. Те, кто сам выбирал, где сесть, считали остальных участников более симпатичными. А когда им предложили на выбор несколько видов маек или кофейных кружек, они чаще приобретали более традиционные — «как у всех» (то есть проявляли конформизм). Те же, кто занял место в начале эксперимента и для кого появление соседа было неприятной неизбежностью, были не столь дружелюбно настроены по отношению к окружающим и выбирали самые оригинальные и необычные товары.

То есть мозг, воспринимая какое-то действие, приписывает ему более широкое значение и это сказывается не только на наших чувствах, но и будущих поступках? Понять это трудно.

Определенные действия вызывают у нас ассоциации, которые обычно возникают в подобных ситуациях, а эти ассоциации, в свою очередь, порождают другие, которые имеют для нас в силу нашего жизненного опыта метафорическое значение и могут повлиять на наши решения. Поэтому, скажем, ощущение тепла на физическом уровне ассоциируется у нас с теплыми отношениями. А это уже может отразиться на наших суждениях и поступках. И сами мы об этом можем даже не догадываться (более подробно см. работы Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона).

А как еще метафоры могут ­влиять на наше поведение?

В своих статьях, подготовленных недавно к публикации, мои коллеги Ирен и Пин рассматривают, как ведут себя люди, испытывающие душевное смятение. Они исходят из того, что, оказавшись в неловкой ситуации, человек обычно стремится либо избежать контактов с окружающими (спрятаться), либо же, наоборот, достойно выйти из неприятного положения (сохранить лицо). Оказалось, что в таких случаях люди особенно часто носят темные очки и пользуются кремом для лица, таким образом символически удовлетворяя свою внутреннюю потребность. И если темные очки, символически помогающие спрятаться от мира, особенно не сказываются на их самоощущении, то нанесение восстанавливающего крема на лицо (он символизирует «спасение лица») ослабляет чувство стыда и повышает готовность вступать в контакт с другими.

Могут ли руководители, стремящиеся выстроить гармоничную команду, воспользоваться какими-нибудь вашими открытиями? Может быть, нам стоит подумать о том, чтобы в зале заседаний всегда было тепло, чтобы сотрудники приходили туда, двигаясь в одном направлении, и рассаживались все одновременно, а на столе стоял крем для лица — на случай какой-нибудь неприятности?

Что ж, я уже говорил, что все эти факторы могут лишь очень слабо повлиять на наши действия и реакции. Будь я на месте руководителя, я бы в первую очередь позаботился о том, чтобы все хорошо понимали стоящие перед ними цели и могли открыто обсуждать любые вопросы и проблемы. Это гораздо полезнее.