Россия — благоприятная страна для технологических стартапов? | Большие Идеи

・ Феномены

Россия — благоприятная страна для
технологических стартапов?

По материалам «Debate Night», прошедшей 23 апреля 2013 года при организационной поддержке HBR —Россия.

Авторы: Андрей Мовчан , Фаге Сергей

Россия — благоприятная страна для технологических стартапов?

читайте также

Как запустить цифровую платформу

Эдельман Бенджамин

Пусть тайное станет явным

Райан Бьюэлл

Национальный вопрос

Джеффри Джонс

Правда ли, что женщин ценят на работе?

Источники

НЕТ.

Андрей Мовчан

Цифры говорят сами за себя: в России объем инвестиций в стартапы на доллар ВВП в 20 раз меньше, чем в Израиле, и в 14 раз меньше, чем в США; инкубаторов — в 35 раз меньше, чем в Германии. (Это если считать инвестиции «Роснано» и «Сбербанка». Если нет — разрыв увеличивается еще в три раза.) Порядка 80% — ИТ-стартапы, из них подавляющее большинство — онлайн-торговля и реклама, бизнес-копии компаний из США, Израиля и Европы.

Причин того, что страна практически перестала производить новые технологии, множество: архаичная система права и неэффективное правоприменение, чудовищные масштабы коррупции, отток талантливых профессионалов и частного капитала, переходящий в бегство, отсутствие интеграции в мировое научное сообщество, неприлично низкое проникновение английского языка. Но первопричина — сочетание ресурсоориентированного характера экономики с государственным монополизмом.

В России квазимонополии, принадлежащие близким к власти магнатам, постоянно побеж­дают в конкуренции за финансовые ресурсы и контролируют рынки труда. Они выигрывают конкуренцию на внутреннем рынке за счет сверхвысокой маржи от углеводородов, дешевых и «неумных» государственных денег, привилегированного положения. Их топ-менеджмент, иногда занимающий свои посты благодаря родственным связям или повышенной лояльности, не способен сдержать рост издержек, проявляющийся в раздувании штатов, неадекватном росте компенсаций и коррупционных потерях. Неэффективность вызывает постоянный рост тарифов. Рост ­тарифов ­вызывает инфляцию. Инфляция — рост процентных ставок, удорожание денег, прежде всего, для малого бизнеса и стартапов, сокращение горизонтов инвестирования у тех, кто ориентируется на маржу и скорость нефтедобычи.

Эта ситуация еще и лишает технологические сектора, учебные заведения и стартапы кадров. В США 46% населения готовы открывать собственное дело, в Европе — более 30%, в странах БРИКС — в среднем 21%, в России — только 2,2%. Подавляющее большинство (90%) выпускников российских вузов хотят работать на государство — в Газпроме, налоговой полиции или ФСБ. Молодые специалисты уходят на административную работу — в госкомпании, банки или монополии: там можно много зарабатывать (как в США или Швейцарии, хотя в России ВВП на душу населения в разы ниже) и мало работать. Набрать команду даже для ИТ-бизнеса сложно — в ИТ-департаментах корпораций начальники отделов получают во много раз больше, чем университетские профессора. А в стартапе их ждет долгая работа за маленькие деньги, узкий российский рынок, инвесторы, чьи требования по доходам и скорости возврата жестче, чем где-либо в мире, и множество рисков, в том числе правовых. В стартапы идут пассионарии, которым чужда модель российской экономики. Они легко мигрируют туда, где «лучше». В Силиконовой долине более 200 000 наших соотечественников. Они и пара миллионов талантливых и энергичных менеджеров госкомпаний и банков могли бы сделать Россию страной инноваций и технологий. Но не сделают. Если тренд продолжится, скоро в России даже при создании всех условий заниматься стартапами будет некому.

Сергей Фаге возражает:

Андрей строит аргументацию в основном вокруг российских макротенденций, но многие из них не имеют отношения к построению успешной компании. В России для этого есть все возможности. Во-первых, Москва — один из крупнейших городов в мире, здесь сосредоточено огромное ­количество лучших технических специалистов. Во-вторых, в России много богатых людей и профессиональных инвесторов, которые готовы вкладываться в перспективные проекты. И, в-третьих, русскоговорящий рынок сопоставим с американским по количеству людей и превышает все европейские по количеству интернет-пользователей. Очевидно, у нас есть другие трудности, но они преодолимы. Проблемы существуют в любом городе любой страны. Я создавал бизнесы в Лондоне, Сан-Франциско и могу с уверенностью сказать: в России есть все условия, чтобы строить большой бизнес.

ДА.

Сергей Фаге

Раньше мне часто задавали вопрос: «Почему вы вернулись из Кремниевой долины в Россию, неужели вы верите, что здесь можно построить бизнес?». И я с уверенностью могу ответить, что в России есть все возможности, для того чтобы создать успешный стартап, собрать лучшую команду и стать лидером на локальном рынке.

Во-первых, в России есть отличные разработчики, которые являются ключевым и наиболее дефицитным ресурсом для интернет-компаний. В России множество талантливых технических специалистов и очень мало организаций, которые знают, как привлечь и мотивировать их. В то время как, например, в Кремниевой долине компании дерутся за разработчиков. Чтобы привлечь лучших людей, нужно создать рабочие условия, ориентированные на результат, а не на процесс. Например, ввести свободный график, чтобы человек мог приходить и уходить в течение дня, когда ему удобно, если он делает свою работу хорошо. Или выделить сотруднику 20% времени на разработку собственных проектов, не относящихся к вашей компании. Это позволит производить высококачественные продукты быстрее и лучше, чем при обычных условиях, которые, кстати говоря, существуют в 95% российских компаний.

Во-вторых, в России очень привлекательный уровень конкуренции и рынка. Здесь масса рынков, которые никем не заняты, притом что на всех других подобных больших рынках уже имеются компании с миллиардной капитализацией. В России эти рынки открыты. Например, индустрия онлайн-бронирования отелей — это огромный рынок, в то время как в России почти 90% отелей бронируется офлайн, рынок онлайн пока приравнивается к 8% против 40% в США, 20—30% в Европе и в других странах. Мы считаем, что в России нет сильной локальной конкуренции и существует только один международный игрок. Но история других рынков показывает, что глобальные компании, как правило, проигрывают на развивающихся рынках онлайн-тревел, так как у них нет локального маркетинга, инвентаря и они не могут предоставлять своим клиентам качественный сервис. Локальный игрок имеет преимущество перед глобальным, потому что лучше разбирается в местном рынке.

В любой стране, в которой ты начинаешь создавать стартап, у тебя есть три основных риска. Первый — риск рынка: либо есть рынок, на который нацелен твой продукт, либо его нет. Если рынка нет, то не важно, насколько ты умен и опытен, все равно ничего не получится. Второй — риск продукта: если рынок есть, но твой продукт для него не подходит, то ничего не выйдет. Третий — риск команды: есть продукт, есть рынок, но команда не понимает, каким образом продукт ввести в жизнь, и проигрывает. В Кремниевой долине, например, первые два риска очень высоки. В России это не так. Команд, которые могут поднимать большое финансирование, правильно структурировать рабочий процесс, собирать вокруг себя отличных разработчиков, здесь тоже меньше. Поэтому в России более низкие риски и более благоприятные условия, чем в любом другом месте, для того чтобы начинать стартап.

Андрей Мовчан возражает:

На самом деле в России не так много хороших специалистов, и в массе своей они сильно «переплачены». Полное отсутствие статистики в статье — хороший признак «иллюзорности» тезиса. Кроме того, в России низкая конкуренция именно потому, что условия для развития технологического бизнеса отсутствуют. На камнях растет мало деревьев — не значит же это, что камни — плодородная почва и надо срочно засаживать их новыми саженцами? То, что уважаемый коллега, надеюсь, сможет вырастить свой бизнес на этих камнях — прекрасно, но это — скорее исключение. России нужны не одиночные успехи (о которых так легко рапортовать, но погоды они не делают), а десятки тысяч успешных бизнесов и высокая конкуренция — обеспечивающая качество, снижающая цены, увеличивающая конкурентоспособность. Этого не будет, пока не произойдет масштабных изменений в стране.