Дмитрий Исаев: Гомосексуальность как инакомыслие | Большие Идеи

・ Феномены

Дмитрий Исаев: Гомосексуальность
как инакомыслие

Всемирная организация здравоохранения исключила гомосексуальность из перечня заболеваний, а западная наука давно считает ее нормой. Мы идем своим путем: наш закон фактически допускает дискриминацию и агрессию по отношению к представителям сексуальных меньшинств.

Автор: Анна Натитник

Дмитрий Исаев: Гомосексуальность  как инакомыслие

читайте также

Пять правил для семейных компаний

Джош Бэрон,  Роб Лашенауэр

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Трудный разговор

Меган Девайн

12 апреля состоялась первая интерактивная встреча HR LAB — Лаборатория HR-инноваций.

Гомосексуальность — болезненная тема для традиционных сообществ. Но действительно ли она противоречит традиции и можно ли ее считать противоестественной, рассказывает врач-психотерапевт, сексолог, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии СПбГПМУ, специалист в области гомосексуальности и трансгендерности Дмитрий Дмитриевич Исаев.

Встречается ли гомосексуальность у животных?

В природе однополые отношения и пары существуют — их ­довольно много. В книге «Биологическое изобилие: гомосексуальность животных и естественное многообразие» канадский ученый Брюс Бейджмил подробно описывает 450 видов животных, вступающих в гомосексуальные контакты. Самый известный ­пример — львы. В их прайдах, как правило, один самец и нескольких самок. Когда львята-самцы подрастают, их изгоняют из прайда и, чтобы выжить, они объединяются в группы: вместе охотятся, друг другу помогают — и поддерживают гомосексуальные отношения. Повзрослев, некоторые из них могут сместить вожаков других прайдов и обрести их гаремы. А у шимпанзе бонобо, например, система матриархата и предпочтения в области лесбийских отношений: самки вступают в сексуальные контакты друг с другом с большим удовольствием, чем с самцами. Так они в том числе решают конфликты.

Как с точки зрения эволюции объяснить гомосексуальность — непродуктивное поведение?

Оказывается, продуктивное, потому что для определенных видов оно принципиально важно. Известно, что некоторые птицы создают пары на ­длительное время, и, если один из партнеров гибнет (что весьма ­вероятно), оставшийся в живых объединяется с представителем своего пола и вместе с ним высиживает яйца и воспитывает потомство. Гомосексуальные пары довольно распространены, например, среди пингвинов и лебедей.

Парадокс: гомосексуальность «природна», но многие культуры оценивают ее негативно.

Так было не всегда. Мишель Фуко высказал идею о том, что гомосексуальность, как мы ее понимаем сегодня, существует 150 лет. Не потому, что до этого не было гомосексуальных отношений, а потому, что раньше никому в голову не приходило считать гомосексуалов людьми с каким-то особым влечением, поведением, складом личности. Но с определенного момента общество стало давать оценку таким людям — считать их грешниками, преступниками или больными. И с тех пор гомосексуальность из поведения, которое кому-то нравится, кому-то нет, превратилось в клеймо, стигму.

Как гомосексуальность воспринимали до этого — скажем, в Древнем мире?

В разных частях света, например в Древней Греции и Японии, были распространены гомосексуальные контакты между старшим и младшим, учителем и учеником — они рассматривались как один из важнейших компонентов воспитания воина или гражданина. В то время люди были материалистами. Считалось, что передать знания можно лишь с материальным субстратом. В данном случае семя — субстрат мужественности. Естественно, никто не считал, что ­юношей ­совращают или они не смогут в будущем создать семью. Когда самурай воспитывает ученика, он растит настоящего самурая, а не гомосексуала — он не лишает его способности испытывать влечение к женщине.

Гомосексуальные контакты преследовали и иные цели. Например, физиологической разрядки в изолированном сообществе и поддержания сплоченности и близости у воинов во время похода: стыдно проявлять слабость и трусость рядом с возлюбленным.

Были ли в то время стабильные однополые пары?

Крайне редко. В Древней Греции считалось, что взрослого мужчину должен любить подросток — и наоборот. Любовь между равными казалась странной, в ней не было смысла, потому что она не способствовала достижению какой-либо социально значимой цели.

Рассказывая о гомосексуальных контактах в Древнем мире, вы говорите только о мужчинах?

Да, потому что, например, в Древней Греции об отношениях между женщинами достоверно не известно. Если современное общество говорит об эталоне женской красоты и утверждает, что мужчине не обязательно быть красивым, то в Греции был иной канон. Там идеалом был юноша. Женская поэзия, обращенная к представительницам своего пола, была редкой попыткой заявить альтернативную точку зрения. Но никто не знает, основывалась ли она на сексуальном влечении.

Что было потом — в Средние века и далее?

С приходом христианства возникает модель, которая утверждает ­греховность любой сексуальности, не ведущей к рождению ребенка. В этом контексте не имеет ­значения, с кем вступать в связь. Если мы посмотрим средневековые церковные записи, то увидим, что на человека, имеющего сексуальные контакты вне брака, налагалось такое же взыскание, как и на того, кто вступает в отношения с лицом своего пола. Для общества и религии это было равнозначно.

Говоря о порицании гомосексуальности в мире, важно понимать, что речь идет только об отношениях между мужчинами. Известно, например, что однополые контакты между женщинами в гаремах существовали почти легально. Возможности сексуальных отношений с мужчинами у них были весьма ограничены — а что они делают в гареме, никого не интересовало, потому что женщины — люди второго сорта. Церковь и общество подчеркивали значимость мужчин и предъявляли к ним повышенные требования. Уголовное преследование за гомосексуальность всегда существовало только для мужчин (в нашей стране, например, его ввел Петр I). Единственное исключение — Австрия, где непродолжительное время уголовное наказание предусматривалось и для женщин.

Что произошло 150 лет назад — почему, по утверждению Фуко, изменилось понимание гомосексуальности?

Произошла медикализация. Сексуальность стала рассматриваться как нечто, имеющее непосредственное отношение, прежде всего, к психической патологии. В 1886 году один из основоположников сексологии Рихард фон Крафт-Эбинг опубликовал книгу «Сексуальная психопатия» (или «Половая психопатия»), в которой попытался анализировать разного рода сексуальные проявления и их связь с психическим здоровьем. Поскольку любая сексуальность считалась ненормальной, Крафт-Эбинг ее просто классифицировал: мастурбация, гомосексуальность, фетишизм — все это психическое нездоровье. Понятие «гетеросексуальность», кстати, появилось позже, чем «гомосексуальность», и в рамках викторианской модели определялось как одержимость сексуальными желаниями, направленными на противоположный пол. Примерно до 20—30-х годов ХХ века это был психиатрический диагноз. Потом один ярлык остался диагнозом, а другой стал обозначать некую норму.

Как и когда формируется сексуальная ориентация у людей? Почему одни становятся гетеро-, а другие гомосексуалами?

Это системный процесс, в котором важную роль играют биологические, психологические и социальные факторы. Социальные стоят на последнем месте: что заложено природой, не изменить. Существует биологический императив, в рамках которого действует одна из двух программ направленности влечения: на лиц мужского или женского пола. Развитие плода может идти в любом из этих направлений. Половая дифференцировка тела (формирование репродуктивных органов) и центральной нервной системы (направленность влечения, гормональная регуляция, некоторые психологические особенности) — не одновременные процессы, и они могут пойти в разных направлениях. Последствия дифференцировки тела мы замечаем сразу, а центральной нервной системы — в подростковом возрасте, когда пробуждаются сексуальные желания.

Влияют ли гены на формирование сексуальной ориентации?

Эта идея очень популярна, но не доказана. Никто никогда не видел и не увидит гена гомосексуальности — его не существует так же, как, например, гена математики. Мы знаем, что у каждого мужчины есть женская хромосома. Если бы мы считали, что она определяет влечение к мужчинам, то можно было бы сказать, что любой мужчина потенциальный гомосексуал. Но это не так — значит влечение к своему полу не связано с генами.

А с гормонами?

Да, но не в нашем, обывательском понимании. Гормоны имеют две функции — организующую и активирующую. Нам лучше знакома активирующая роль, но здесь важна организующая — она заключается в определенной настройке всех органов и систем (в процессе внутриутробного развития) на чувствительность к половым гормонам. Если организм настроен больше на эстрогены, чем на андрогены, то, сколько бы у человека ни было мужских гормонов, он все равно будет выглядеть женственно, у него будет женская пластика, мимика. При этом в анализе крови будет много мужских гормонов. Но они не работают, потому что количество рецепторов к ним снижено.

Раньше думали, что сексуальную ориентацию можно изменить, дав человеку большое количество гормонов, например лесбиянке — эстрогенов. Ничего подобного — если она была мужеподобной, то такой и останется, и ее интересы, поведение, характер, реакции будут «мужскими», потому что ее организм настроен на восприятие мужских гормонов. И ориентация останется неизменной.

Женоподобный мужчина, который лучше находит общий язык с женщинами, с большой долей вероятности — гомосексуал?

Иногда такая догадка верна. В свое время провели забавное исследование, которое показало, что 85% модель­еров-мужчин — геи. В этой среде много мужчин с женским характером и складом ума. Или почему считается, что среди танцоров балета много геев? Не потому, что, как многие думают, они ведут богемный образ жизни. Для учебы в хореографическом училище их отбирают в возрасте 5—6 лет, и уже тогда они обладают пластикой, которая для обычного мальчика не характерна. Как и сексуальность, это проявление биологических настроек.

Расскажите в двух словах об «эффекте старшего ­брата». Этот эффект подтверждает, что сексуальная ориентация закладывается еще в процессе внутриутробного развития?

Результаты исследования, которое провел канадский ученый Энтони Богарт, показывают, что каждый следующий брат на треть увеличивает вероятность возникновения гомосексуальности у ребенка мужского пола. Причем не важно, растут братья в одной семье или нет. Это связывают с иммунным подавлением, которое демонстрирует женщина по отношению к мужскому плоду. Поскольку она защищает свой иммунитет, у нее формируются антитела, направленные против мужской хромосомы плода. Соответственно, каждый последующий плод этот порог антител повышает и, предположительно, как результат, они негативно влияют на маскулинизацию мозга. Но так как вероятность рождения гея составляет примерно 4%, ее увеличение на треть выглядит незаметным.

Еще один фактор, который влияет на формирование ­сексуальности, — психологический. В чем его роль?

У 50—60% населения есть четкая направленность сексуального влечения — с наступлением пубертата люди знают, лица какого пола их привлекают. А у некоторых такой четкой направленности нет: в подростковом возрасте у них появляется чувственная потребность, а общество помогает направить ее в нужное русло. И дальше подросток опредмечивает свою потребность: находит объект, «пробует» его и окончательно обретает направленность.

Главная задача подросткового возраста — становление «я» и обретение уверенности в своей нормативности. Подростку важно, чтобы его ­поняли, приняли, признали. Если у него существуют психологические комплексы, он начинает искать образец для идентификации — прежде всего в своей среде, среди сверстников. Кумир должен обладать качествами, которых этому подростку не хватает: хилый найдет себе физически крепкого кумира, стеснительный — раскованного. И такой человек, как любой кумир, приобретает для юноши сверхценное значение — он хочет подражать ему, стать с ним единым целым. У подростка с четкой направленностью влечения это будет платоническая влюбленность; без четкой направленности — эротическая. Если в случае биологического императива человек выбирает тех, кто ему нравится, из представителей определенного пола, то тут изначально выбираются качества, а не пол. Кумир становится идеалом, некоей матрицей, и в дальнейшем человек ищет похожих на него, тех, кто подходит ему именно психологически.

А какое влияние оказывает социум?

Социум может стигматизировать. Когда тихого нерешительного мальчика, который боится девочек и терпит с ними фиаско, дразнят «педиком», он задумывается: а может, и правда? Через некоторое время он понимает, что с юношами у него проблем действительно нет, их он не боится, — решает, что он гей, и живет такой жизнью. То есть на него навешивают ярлык и он, в силу возраста не понимая причин происходящего, ставит на себе крест. Это «невротическая гомосексуальность» — настоящей гомосексуальности тут нет. Такому человеку можно помочь: разрешить его невротические проблемы, и все нормализуется.

Что такое бисексуальность? Фрейд утверждал, что существует «дуализм любви»: сексуально человека могут привлекать одни, а эмоционально, психологически — другие. И только в идеале мужчина может направить эти два компонента влечения на одну женщину. Фрейд говорил о влечении к представителям противоположного пола, но эта концепция применима и к бисексуальности: физически человека могут привлекать лица одного пола, а эмоционально — другого.

Есть и иная теория, которая стала обсуждаться за рубежом: мы социализировали свои биологические потребности, и из чисто физиологических они превратились в средство решения психологических задач. Выбирая парт­нера, мы ориентируемся не столько на пол, сколько на личность человека. Тот, кто для нас невероятно значим, кто нам интересен, близок ­эмоционально, психологически, романтически, обретает и сексуальную привлекательность. И в разное время это могут быть представители разного пола. При этом наша ориентация не меняется. С формальной точки зрения это — бисексуальность.

Сексуальное влечение при выборе партнера не первично?

Оно первично с энергетической точки зрения, но не с точки зрения детерминации поведения. Чем более развит человек как личность, тем меньшее значение имеет для него физиология сексуальности и большее — эротический компонент. Еще в советское время один из основоположников оте­чественной сексопатологии Георгий Степанович Васильченко писал, что есть люди с низким интеллектом, для которых сексуальное влечение определяется их возбуждением. Для человека, у которого интеллект и личностное развитие совсем на другом уровне, сексуальность служит топливом для построения отношений, соответствующих их личности, а не определяет их поведение и жизнь. Поэтому, чем больше развивается общество, чем сильнее индивидуализируются люди, тем более нестандартным оказывается их выбор партнера.

С чем связано резко отрицательное отношение некоторых обществ к гомосексуальности?

С отношением к частной жизни и попытками ее регламентировать. Когда человек рассматривается как некая функция, он не особенно значим и интересен, потому что делает то, что ему диктуют. Если он начинает жить самостоятельной жизнью, возникают вопросы, почему он думает и действует так, а не иначе, и, если он поступает по-своему, его пытаются ограничивать, направлять, стигматизировать. Любая диктатура регламентирует сексуальность. Мы знаем, что бум крайне негативного отношения к ­гомосексуальности пришелся на начало сталинского террора и на начало фашистской модели правления. Это вызвано изменением отношения к человеку. Игорь Семенович Кон, известный популяризатор сексологии, говорил, что отношение к гомосексуальности — лакмусовая бумажка демократизации и толерантности общества. Тоталитарное, авторитарное государство нетерпимо к гомосексуальности, потому что это — инакомыслие. Разница только в том, что это инакомыслие опредмеченное: не понятно, о чем думает гомосексуал, но он уже позволяет себе больше, чем разрешено. Он как бы отделяется от общества, задумывается о своем «я», живет своей жизнью, а это недопустимо при тоталитаризме.

Нетерпимость к гомосексуальности формируется и подкреп­ляется массой мифов. Какие из них вам кажутся наиболее опасными?

Многие считают, что, если подросток вступает в гомосексуальные отношения, он становится геем. Но мы знаем, что огромное количество людей в тюрьмах, в колониях имеют гомосексуальные контакты. Получается, пенитенциарная система готовит гомосексуалов, которые, оказавшись на воле, продолжат жить с людьми своего пола? Это не так. Или, наоборот, говорят, что лесбиянка — это та, которая не встретила настоящего мужчину, иначе он бы ее перевоспитал. Это дикое смешение понятий в головах и в культуре в целом. «Переделать», «перевоспитать» человека нельзя — можно научить гомосексуала сдерживаться, контролировать себя, демонстрировать другие модели поведения и вступать в гетеросексуальные отношения. Но это будет лишь «маска», вызывающая внутренний протест и фантазии о запретном. Насилие над собой может приводить к невротизации. Можно научить медведя ездить на велосипеде, но, если отпустить его в лес, он туда на велосипеде не поедет. Точно так же нельзя своим примером привить человеку гомосексуальность. Поэтому разговоры о том, что жизнь в однополой семье влияет на формирование сексуальности ребенка, — чепуха. Исследования, проводившиеся во многих странах, показывают, что вероятность возникновения гомосексуальности у ребенка в однополой семье, такая же, как и в разнополой, — те же 4%, потому что сексуальная ориентация не воспитывается.

Какие плоды приносит законодательный запрет пропаганды гомосексуальности?

На сексуальную ориентацию он не влияет, а вот негативную атмосферу в обществе создает. Этот закон относит целую группу людей к лицам второго сорта, запрещая им говорить о себе, выступать против дискриминации. Кроме того, в обществе всегда есть те, кому некуда девать агрессию. А тут им указывают на врага, на которого можно безнаказанно нападать. Год назад двое неизвестных с пневматическими винтовками ворвались в офис ЛГБТ-организации в Санкт-Петербурге и открыли стрельбу, в результате одному из активистов пуля попала в лицо. Каков итог? Расследование прекращено, хотя человек потерял глаз. Религиозные фанатики призывают уничтожать геев, но правосудие их не осуждает. Закон однозначно указывает на допустимость не просто дискриминации, но по сути дела — агрессии.

Существуют ли сегодня гомосексуальные общества?

Да, конечно. Их много, например, в Новой Гвинее. Там до сих пор господствует модель взросления, утверждающая, что чем больше сексуальных контактов мальчики имеют со старшими подростками своего пола, тем более мужественными становятся. Проведя подростковые годы в гомоэротических отношениях, большинство успешно переходит к семейной жизни.

Здесь прослеживаются параллели с Древним миром.

Безусловно. Это архаика, логика поведения, которая живет в нас до сих пор. Она строится на примитивных законах, суть которых не меняется. Получение материального субстрата от другого человека как путь к обретению его качеств — это и каннибализм в африканских племенах, и гомосексуальные контакты в Новой Гвинее, и причащение в христианстве.

Как современная наука оценивает гомосексуальность?

Западная наука давно считает ее нормой и изучает ее закономерности, чтобы больше узнать о человеке и его личности, — с точки зрения не психиатрии, а психологии.

В нашей стране исследования в этой области не проводились (за исключением 1920-х, когда мы были на пике прогресса): в СССР «секса нет». В конце 1970-х появилась сексопатология — то есть все, что связано с сексом, изучалось через призму патологии. В 1990-е, когда науку пытались привести в соответствие с международными стандартами, стали говорить о сексологии. Но сексологию как норму никто до сих пор не изучает — ни медики, ни психологи. Поэтому представления специалистов о сексуальности соответствуют советским. Сексологический сертификат в России получают люди с психиатрическим ­образованием. Но ни в одном руководстве по психиатрии не говорится про сексуальную норму. Когда возобновились попытки объявить гомосексуальность патологией, обратились к психиатрам, и они подтвердили, что не считают ее нормой. Но как они могут что-то считать, если ничего об этом не знают? ВОЗ исключила гомосексуальность из перечня заболеваний. А мы думаем иначе, у нас свой путь, который основывается не на науке, а на личном ощущении.