Марш на кухню: как лектории побеждают кризис | Большие Идеи

・ Феномены

Марш на кухню: как лектории
побеждают кризис

Популярные ныне публичные лекции часто начинались как дружеские посиделки, а превратились в умный досуг. Несмотря на кризис, люди готовы и дальше платить за публичные лекции, хотя любую информацию можно получить за один клик в интернете. Почему?

Автор: Владимир Рувинский

Марш на кухню: как лектории побеждают кризис

читайте также

Парадоксы этики

Константинов Геннадий

Почему решения не принимаются, исходя из данных

Ник Морган

Урок лидерства

Елена Евграфова

Идеальная политика возврата товара

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Популярные ныне публичные лекции часто начинались как дружеские посиделки, а превратились в умный досуг. Несмотря на кризис, люди готовы и дальше платить за публичные лекции, хотя любую информацию можно получить за один клик в интернете. Почему?

Еще лет 6—7 назад идея платных публичных лекций казалась безумной. Именно так воспринял ее Дмитрий Быков, когда в 2010 году ему предложили выступить в открывавшемся тогда лектории «Прямая речь». «Он сказал: вы что, с ума сошли? Кто придет на лекцию? Да еще за деньги?» — вспоминает Татьяна Булыгина, сооснователь «Прямой речи».

Сегодня за день в столице проходит до 100 пуб­личных образовательных мероприятий, и Быков — среди самых востребованных лекторов. Росту популярности лекций способствовал кризис 2008 года, выбивший многих из жизненной колеи. Люди тянулись к знаниям, поэтому «Сити Класс», коммерческий центр допобразования, проводивший мастер-классы c 2004 года, сделал упор на лекции как более интеллектуальный формат. Это себя оправдало. «С 2009 по 2013 год наши доходы выросли в пять раз», — вспоминает Наталья Киселева, гендиректор центра.

Крупных лекториев сегодня в Москве около тридцати. Их цели, эстетика и бизнес-модели могут не совпадать. Но есть и общее: их аудитория ценит образование и — шире — вложения в себя. Чтобы привлечь и удержать слушателей, образовательные площадки в большинстве своем предлагают им edutainment, то есть обучение через развлечение. По сути это ликбез в форме интеллектуального досуга: информация подается легко и просто, чтобы «и уму, и сердцу». Фундаментального образования так, конечно, не получить, но раздвинуть горизонты можно.

Философ Кирилл Мартынов из НИУ ВШЭ, регулярно выступающий с публичными лекциями, считает, что причина растущего спроса на них — в деградации российского высшего образования: «Люди это объективно понимают, тем более что сейчас в интернете можно смотреть лекции ученых со всего мира». Но если в Сети есть все, то зачем куда-то ехать, да еще и платить, особенно когда в стране бушует новый кризис?

Тяга к посиделкам

Доктор биологии и филологии Татьяна Черниговская рассказывала на лекции журнала «Сноб», в частности, о минусах онлайн-образования. В интернете об этом много противоречивой информации, так что послушать нейропсихолога вживую пришли более 200 человек — молодежь и люди 30—40 лет. Это был почти аншлаг.

«Вкуса к чтению сложной, интересной литературы дистанционно не привить, — поясняла Черниговская. — Человек идет учиться к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и получить драйв». На видеолекциях этого не достичь, точно так же нельзя стать хорошим поваром, учась только по кулинарной книжке. «Полагаясь на виртуальные миры, мы начинаем терять себя как личностей», — заключила она.

После лекции к Черниговской выстроилась очередь из 13—15 слушательниц. Их интересовало, как воспитывать детей, нужно ли отучать их от компьютера, как вести себя с мужем. Общение с лектором вживую, возможность задать ему вопросы — одна из главных причин популярности открытых лекций, замечает Марина Геворкян, гендиректор «Сноба».

«Вебинары у нас хуже идут», — говорит Наталья Киселева из «Сити Класса». Во-первых, человеку хочется эмоционально зарядиться от лектора. Во-вторых, слушателям важно пообщаться между собой, сплотиться по интересам, уйти от одиночества. «У нас, например, после лекций люди собираются в соседней “Кофемании”, сидят, спорят о литературе», — подтверждает Татьяна Булыгина из «Прямой речи».

Ближайший аналог таких встреч — советские «квартирники», кухонные посиделки, с которых, собственно, многие лектории и начались. Недаром свою ежегодную премию «Сделано в России» за 2015 год «Сноб» вручал в подобном антураже. «На сцене была натуральная кухня, ведущие пили, закусывали, называли номинантов», — вспоминает Марина Геворкян.

«В России очевидный дефицит публичного пространства для общения, и лекции — легитимный, неполитизированный способ его организовать», — считает Мартынов из НИУ ВШЭ. Подробно об этом в своей книге «Третье место» писал американский социолог Рэй Ольденбург, исследовавший смерть общественных пространств в американских городах. Это так называемое третье место (после дома, номера первого, и работы, номера второго): пивные, кафе, библиотеки, магазины и т. д., где люди в любое время могут свободно и непринужденно общаться. Именно эти места отдыха, развлечений, обмена мнениями и пр. — важнейшая часть повседневной жизни горожан, без которой американское общество деградирует. В Москве и в других крупных российских городах, по крайней мере в спальных районах, — схожая картина.

От салона до супермаркета

Лекторий «Прямая речь» вырос из посиделок, которые устраивала в 2009 году для друзей Татьяна Булыгина и на которые она приглашала преподавателей и ученых. Тогда же она случайно познакомилась со Светланой Большаковой, которая работала на «City FM» с Дмитрием Быковым. «И у нас с ней родилась идея, что надо такие посиделки устраивать постоянно — как обучающий курс для взрослых».

Сегодня у «Прямой речи» имидж элитарного салона для рафинированной публики. Главный козырь «речи» — придирчивый отбор лекторов, основная задача которых, по словам Татьяны Булыгиной, — помочь слушателям разобраться в нарастающем потоке научных знаний: «Человек заходит в магазин, а там тысячи книг, и не поймешь, где серьезное исследование, а где что-то уровня “битвы экстрасенсов”». Кандидатов в лекторы основательницы «Прямой речи» отбирают лично, изучают их работы. «Имя, например, для нас не главное. Есть прекрасные пианисты, которые не могут толком научить, а есть прекрасные педагоги, которые не могут хорошо играть. Надо, чтобы все сошлось», — говорит Булыгина. Отбор — это еще и вопрос репутации, ведь площадка отвечает за качество лекций. «А лектора, — отмечает Мартынов из НИУ ВШЭ, — всегда тревожит вопрос, сколько сумасшедших будет на публичной лекции». Барьером для таких персонажей в «Прямой речи» служит цена: 1,2—1,95 тысячи рублей за занятие. «В цену мы закладываем гонорар лекторам, арендную плату и организационные расходы», — поясняет Татьяна Булыгина.

Лекторий прибыльный, но конкретных цифр его основательницы не раскрывают. В месяц на двух-трех арендуемых площадках в центре Москвы проходит 30—35 лекций. «Маржинальность разная, формулы единой нет, — говорит Булыгина. — Сейчас, в кризис, мы зарабатываем тем, что делаем не одно, а два мероприятия в день».

В сентябре 2015 года «Прямая речь» открыла лекторий для детей и подростков. По словам Большаковой, он пользуется большим спросом: «Не у всех есть возможность учиться в хорошей школе у хорошего учителя, а мы собрали таких и короткими курсами даем основные знания». Для взрослых упор сразу сделали на циклы лекций. «Например, Наталья Басовская читает раз в месяц, Дмитрий Быков сейчас — три раза в месяц. Человек может выбрать лектора и ходить на него. Получается и дообучение, и удовольствие», — подытоживает Большакова.

Совсем на иных принципах основан «Сити Класс», полностью коммерческий проект. Идею образовательного супермаркета Наталья Киселева подсмотрела в Нью-Йорке, куда ­переехала в начале нулевых. Достигнув потолка в карьере финансиста (от финдиректора Novotel до советника Shell и табачной JTI), она ушла в частный обувной бизнес и записалась в центр обучения The Learning Annex. Наталья увидела, что в Америке многие из тех, кто приезжает покорять большие города, идут на курсы и семинары, чтобы, во-первых, социализироваться, а во-вторых, повысить свою конкурентоспособность. В 2004 году Наталья с мужем открыли в Москве «Сити Класс», взяв за основу концепцию The Learning Annex. Начинать было рискованно. Через четыре месяца супруги чуть не закрыли проект — убытки достигли $160 тысяч. Наталья решила продолжить и с головой ушла в бизнес.

Основная «фишка» центра — разнообразный выбор для клиента. За месяц в «Сити Классе» на четырех арендуемых и нескольких партнерских площадках в центре Москвы проходит 120 мероприятий. Ценовой диапазон: 0,5—4,5 тысячи рублей за лекцию или мастер-класс. Столь же широкий диапазон тем: от мастер-класса «сам себе турагент» до лекций экономиста Александра Аузана. Занятия ведут дизайнеры, психологи, маркетологи и финансисты, историки, путешественники, спортсмены, танцоры и повара. «Но чтобы выступать у нас, человек должен доказать, что он действительно эксперт, имеет опыт преподавания», — поясняет Киселева. Какие-то занятия приносят 300% прибыли, какие-то — только убытки, но их все равно держат — для ассортимента: «Сейчас средняя маржа ниже 10%, хотя мы ориентируемся на 20%».

Любопытно, что в сфере интеллектуального досуга медийность человека вовсе не гарантирует интереса к нему. В модном «Снобе» лекции психотерапевта Екатерины Мурашовой собирали гораздо больше слушателей, чем встречи с Ксенией Собчак, Владимиром Познером, Тиной Канделаки. И дело не только в том, что психологи и психотерапевты идут «на ура» сейчас во всех лекториях. Для людей важна, во-первых, тема. «Интересная тема привлечет много народу, даже если лектор новичок. Скучная тема у известного, хорошего лектора — людей будет все равно меньше», — утверждает Ольга Пономаренко, руководитель лектория журнала «Популярная механика», который устраивает от 30 до 32 естественно-научных лекций в год. Во-вторых, от лектора ждут советов на основании его опыта. Например, Ирину Хакамаду воспринимают как преподавателя-практика, master’a, который дает class. Она, как и модельер Александр Васильев, приносит основную выручку «Сити Классу», говорит Наталья Киселева.

В «Сити Классе» есть и вечные, и привязанные к актуальным событиям темы. Осенью 2014 года, с началом кризиса, популярно было все, связанное с макроэкономикой, рынком, нефтью. А поскольку экономика переплетена с политикой, то запустили лекции, в частности, главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и тележурналиста и историка Николая Сванидзе, неизменно проходивших с аншлагом. Летом 2015 года, когда люди устали от происходящего в стране, «Сити Класс» открыл мастер-класс Ирины Хакамады на тему: «Как начать жить заново». Велик на него спрос и сейчас. Кроме всего прочего, людей интересует, как получить работу в крупной корпорации, как эмигрировать и преуспеть в новой стране. Любопытно, что в кризис 2008 года ведущий лектор по теме эмиграции Антон Носик также был востребован — но тогда он рассказывал о запуске в России стартапов.

«Сити Класс» и «Прямая речь» — единственные публичные лектории в Москве, живущие только на то, что они зарабатывают. Для остальных доход от лекций не главное. «Популярной механике» и «Снобу», например, лекции нужны прежде всего для пополнения аудитории журналов и их сайтов. «Сноб», активно экспериментировавший с лекциями в 2015 году, продает билеты в среднем по 990—1500 рублей. Средняя маржинальность, по словам Марины Геворкян, — 20—25%, что больше, чем у остальных, так как не нужно оплачивать аренду помещения: лекции проходят в лофте «Сноба». В 2016 году предполагается в три раза увеличить количество лекций, до 50.

Совсем не зарабатывает на лектории Культурный центр ЗИЛа, в начале 2010-х ставший наряду с Политехническим музеем локомотивом моды на публичные лекции. У лектория за последние три года аудитория выросла в десять раз, в 2015 году там прошли 674 лекции и семинара. При этом основная аудитория центра не богата, обычный посетитель может потратить на лекцию 200 рублей, говорит директор Елена Мельвиль. При такой цене с зала можно собрать 40 тысяч рублей. «Но платные лекции государство не субсидирует, значит, в сумму расходов нужно включать не только гонорар лектора, но и свет, звук, коммуналку, зарплату и 20% налоговой, — говорит она. — Это исключительно убыточная деятельность».

Бесплатно проводит научно-популярные лекции и «Курилка Гуттенберга» — московский, исключительно волонтерский проект. Он тоже начинался как посиделки студентов РГГУ, которые собирались и пересказывали друг другу книги из серии научпопа и нон-фикшн. В 2011 году кухонные разговоры переместились в кафе, затем возглавивший проект Роман Переборщиков превратил клуб друзей в просветительский проект. Партнерами «курилки» стали государственные музеи и модные площадки: Digital October, DI Telegraph. «Мы некоммерческий проект, и у нас совсем нет бюджета, — подчеркивает Роман. — Мы не платим за аренду залов и оборудования, не платим гонорары выступающим». В 2015 году молодые ученые и профессора с мировым именем прочитали в московской «курилке» 104 лекции. «Профессионалы сами с удовольствием выступают бесплатно. Большинство из них — это люди, страстно любящие свое дело», — отмечает Роман. Впрочем, никто не мешает лекторам рекламировать на лекциях свои платные занятия. Например, на лекции «курилки» о принципах работы научных журналистов, прошедшей в Москве 9 января, Ольга Андреева, директор Школы научной журналистики НИУ ВШЭ, приглашала на курсы, стоящие более 40 тысяч рублей.

Лекторы выступают публично по разным мотивам. Гонорар, известность, чистое удовольствие или осознание важности миссии. В «Сити Классе» лекторы обычно получают 20—40% от выручки за занятие, «звезды» — по договоренности. В «Прямой речи» говорят, что дают ученым хорошую подработку. «Когда мы первый раз заплатили гонорар одному ученому, он сказал: “Я серьезно подумывал об эмиграции, но вы мне вернули веру в то, что знания еще кому-то нужны”», — вспоминает Татьяна Булыгина. В Культурном центре ЗИЛа ставка лектора — 3—5 тысяч рублей за час. «Мы считаем, что каждый труд должен быть оплачен, — говорит директор центра Елена Мельвиль. — Бесплатно качественно прочитать могут ну один раз, больше не захотят». Разброс гонораров большой: кто-то из «звезд» выступает за 100—200 тысяч рублей, кто-то — за 10—15 тысяч долларов. Для кого-то деньги — дань самоуважению и статусу. А, например, Александр Аузан отдает все гонорары в фонд развития возглавляемого им экономического факультета МГУ. Суммы гонораров зависят от договоренностей, но одно можно сказать точно: они не идут ни в какое сравнение с западными. Основатель консалтинговой компании Green light Кейт Ферацци, например, за лекцию в Москве получил три года назад $100 тысяч.

Досуг для бизнеса

Субботний январский день руководители компании «Комус» провели за пляжным волейболом. При -15 С° вместе с владельцем Сергеем Бобриковым они шесть часов играли на его даче. Под занавес в просторной гостиной трехэтажного особняка всех ждал интеллектуальный досуг — лекция доктора биологических наук из Института общей генетики им. Н. И. Вавилова.

«Народ — это следствие генетики и окружающей среды, — чеканил ученый. — А гены, в свою очередь, влияют на общество, политику, религию». Собравшиеся — 15 мужчин, в том числе волейболисты из сборной России, — расположившись на диванах и креслах, с сомнением слушали. Кто-то потягивал вино или коньяк.

Владелец «Комуса» приглашает к себе лекторов с 2007 года. «Мы играем по субботам круглый год, воскресенье — семья, остальные дни — работа. Поиграли днем, а вечер надо провести с пользой. Так и появилась идея приглашать лекторов. Ведь человек всегда должен получать что-нибудь новое», — поясняет Леонид Сиводедов, помощник Сергея Бобрикова. На даче у бизнесмена в месяц проходят две лекции по экономике, один спектакль или встреча с актером, в одну субботу — тема на выбор. «Это может быть наука, история или люди с нестандартными идеями, так называемые городские сумасшедшие», — объясняет Леонид.

Ученый из Института общей генетики рассказывал аудитории, что белые жители США, по общему мнению исследователей, — селектированная нация. «Отбор производился по таким признакам, как готовность к риску, опора на собственные силы, индивидуализм, — пояснял он. — Такое нонконформное состояние». Но и россияне, по его словам, тоже селектированная нация. Только с противоположным знаком. «Всю историю существования Руси, а затем и России уничтожалась та часть популяции, которая высовывается. Не трогали людей конформных, согласных с общим мнением», — утверждал генетик, подкрепляя тезис научными данными о разнице генотипов россиян и американцев. Они свидетельствовали, что из-за генетики в США для белых жителей важнее всего правила, а в России — лояльность группе. В Америке главное — расчет на собственные силы, у нас — на царя, «соцпакет». В США важно мнение начальства, в России — «соседа». Под конец ученый заключил: «С точки зрения генетики россияне плохо приспособлены к жизни в современном быстро изменяющемся мире».

Лекции «для своих» у владельцев компаний — не редкость. «Раньше у бизнесменов было модно устраивать музыкальные вечера, — говорит Наталья Киселева из “Сити Класса”. — Но последние пять лет вместо музыкантов часто приглашают лекторов». Сергей Бобриков, по его словам, подбирает лекторов лично: «Также мы берем их через “Полит.ру” — платим им за подбор. Или кто-нибудь сам выходит на нас». За годы на его даче побывали сторонники СССР, консерваторы и либеральные экономисты. В планах владельца «Комуса» пригласить писателя Алексея Иванова, автора романа «Географ глобус пропил»: «“Общага на крови” читал? Это же классик обалденный, других таких у нас нет».

Выступления лекторов заказывают и в компаниях. Всплеск корпоративных заказов пришелся на 2011—2013 годы. «Тогда набирала популярность идея многогранной, гармоничной личности, у которой должны быть не только карьерные установки», — вспоминает Киселева. Компании, по ее словам, «стали покупать политиков, культурологов». «Кофемания», например, каждый месяц на пару часов отдавала сотрудникам «на растерзание» известную личность. Управляющая компания «Альфа-Капитал», по словам ее HR-директора Юрия Григоряна, в 2015 году приглашала раз в квартал ученых, в том числе нейробиологов — они читали лекции для всего управленческого состава, от операционного менеджера до гендиректора. А по субботам, раз в месяц, — специалистов из ведущих российских музеев; это для расширения кругозора всех сотрудников «Альфа-Капитала».

В лучшие годы корпоративные заказы приносили «Сити Классу» до 50% прибыли. Но сейчас, констатирует Киселева, российские корпорации «драматически сократили» свои затраты на семинары, лекции и мастер-классы, «деньги остались пока в госкорпорациях».

Прочь из Москвы

Последние два года спрос на лекции в Москве напоминает американские горки, говорит Ольга Пономаренко из «Популярной механики»: люди испугались кризиса, неопределенности, тратят меньше, меньше ходят на лекции; испуг прошел — тратят больше, посещаемость растет.

Коммерческие лектории в кризис пытаются осваиваться в регионах. Еще в 2014 году «Прямая речь» открылась в Петербурге, а осенью ­2015-го — в Лондоне. Дела в британской столице, где осели многие состоятельные россияне, судя по всему, идут неплохо. По крайней мере, все выступления Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова, Бориса Гребенщикова собирали полные залы при стоимости билетов £37—116.

В октябре 2015 года франчайзинговую площадку в Петербурге открыл «Сити Класс». Условия, по словам Киселевой, щадящие: $10 тысяч паушальный взнос и ежемесячно 2—2,5% выручки. «Если брать больший процент, то люди будут прятать выручку», — поясняет гендиректор. Еще «Сити Класс» возит лекторов в Екатеринбург — там «открытые люди, сибиряки, с газовыми и нефтяными деньгами», говорит Киселева. Также «что-то получается» во Владивостоке, Мурманске, но это все точечные проекты.

Успешнее всего осваивает регионы бесплатная «Курилка Гутенберга», открывшая в 2015 году постоянные филиалы в 15 городах. «За год мы провели в них около ста мероприятий, которые посетило больше 15 тысяч человек», — говорит Роман Переборщиков. «В регионах это очень модно, вот уже, наверное, год-два как», — говорит Мартынов из НИУ ВШЭ, объехавший с лекциями десяток городов.

Все в «Курилке» держится на энтузиастах: «Руководители наших филиалов — обычные люди. Студенты, менеджеры, сотрудники фирм. Я сам инженер». Надолго ли энтузиазма хватит, не известно, но успех «курилки» свидетельствует: публичные лекции, по крайней мере бесплатные, — это один из немногих институтов, который бурно развивается. Они вписались в интеллектуальный ландшафт, заполнив социальные, образовательные и психологические лакуны. Это новые публичные пространства, важные для людей и городов, и запрос на них будет расти.