Взаимодействие поколений в России, или Примите, что мы не можем все объяснить | Большие Идеи

・ Феномены

Взаимодействие поколений в России, или Примите, что мы не можем
все объяснить

Как работает Теория поколений и работает ли она вообще.

Автор: Евгения Шамис

читайте также

$55 млрд или ничего: что не так с зарплатой Илона Маска

Алекс Эдманс

Как часто надо менять совет директоров?

Андерсон Джордж,  Чан Дэвид

С гарвардом в башке

Евгения Чернозатонская

«Главный индикатор успеха — когда мне говорят, что моя книга помогла»

Анна Натитник

Когда Harvard Business Review предложил мне стать автором блога по теме «Взаимодействие поколений в России», я спросила — откуда появилась идея сделать блог по этому вопросу. Оказалось, что, прочитав материалы публикаций нашего проекта «Теория поколений в России», редакторы HBR начали спорить о том, как работает Теория поколений и работает ли она вообще. Мнения были разные у каждого (!) из обсуждавших: с чем-то они соглашались между собой, что-то вызывало возражения и сомнения. Увидев свою реакцию на вопросы, которые поднимает Теория поколений, редакторы предположили, что тема будет интересна и читателям HBR и, возможно, поможет найти решения. В общем, как сказали бы беби-бумеры (представители одного из поколений, которые родились в России в 1943—1963 годах), было принято решение — «Пусть в споре родится истина».

Надо сказать, что жаркие споры по теме «Взаимодействия поколений» шли и у нас самих в команде с самого начала исследований и работы с компаниями в 2003 году. Даже сейчас, спустя 8 лет, мы начинаем спорить, как только находим новый аспект. Причина проста — каждый из живущих в России является специалистом и экспертом по жизни в стране. «Ведь мы же видели, что происходило на самом деле! Я же знаю, как все на самом деле! Разве это может быть по-другому?!» — замечает каждый из выcказывающихся.

Это правда и неправда одновременно. Мы на самом деле видели и проживали какие-то события, росли в определенных условиях. Под этим влиянием мы стали смотреть на происходящее и объяснять поведение окружающих через свои «поколенческие очки». У каждого поколения свои очки, они не показывают, что испытывали другие поколения. Выход — отказаться от стереотипов, «снять» очки и использовать спецтехнологии. Только как это сделать? • в первую очередь понять себя, свои ценности-характеристики как представителя определенного поколения и причины, почему это проявляется;

• «просто слушать» представителей других поколений, не пытаясь их переделать;

• увидеть реакцию поколений в группе, а не на индивидуальном уровне;

• принять, что некоторые вещи ты не можешь понять логически, и принять это; • не пытаться все объяснить и найти все причины, почему работают поколения.

Хотите попробовать? Это стоит усилий и времени!

2003—2011: Начало Про подход Теории поколений и про ее создателей Нейла Хоува и Вильяма Штрауса я впервые услышала в 2003 году на тренинге Кита Коутса из ЮАР, представляющего компанию «Tomorrow Today». Я люблю проверенные и обоснованные подходы, поэтому мне импонировал тот факт, что базой для Теории поколений являлись исследования финансово-экономических циклов в США и Европе, особенности поведения людей с 1584 года. То есть была не придуманная, а экономически и социально выверенная основа, с одной стороны. С другой — многое из того, что говорил Кит, находило параллели в моей работе и в моем восприятии: наша компания работала с управленческими и проектными командами, руководителями и собственниками, и мы сталкивались с поколенческими конфликтами и особенностями. С тем, что это удобный управленческий и маркетинговый инструмент, я была согласна тогда и согласна сейчас. Сейчас в дополнение к упомянутому я сильно ценю стратегические возможности Теории поколений — это один из немногих подходов, который позволяет смотреть комплексно на происходящее и даже планировать будущее.

Единственное, что вызвало у меня сомнения в 2003 году, — отличие Теории поколений в России от американских и южноафриканских реалий. Все-таки разные страны, разная специфика. Поэтому я решила, что нужно не просто копировать международные материалы, а проверять, как они будут работать в России. То есть вести свои исследования, привлекать для этого экспертов и уже на основе этих данных разрабатывать решения.

Что мы и стали делать с самого начала: на первом этапе описание и перечисление событий проверяли и правили историки и PR-специалисты. Сколько искажений мы нашли в своих представлениях!

Это вошло в культуру работы по теме: мы продолжаем проводить глубинные интервью и исследовательские сессии с представителями разных поколений, опросы и изучения значений слов и выражений (поколенческую семантику), сравнивать материалы из разных городов России и стран мира.

Первичные исследования, систематизация и сбор информации заняли полгода — представляете, полгода интенсивной работы по теме, чтобы сделать однодневный тренинг! Это много. В результате наш первый продукт (это был тренинг, мы тогда ни о каком консалтинге не думали) появился весной 2004 — это был проект для выпускников Международной ассоциации AIESEC. В общем, когда Кит через год снова приехал в Россию и попросил меня рассказать о Теории поколений на своем тренинге, чтобы сэкономить время на перевод, он уже сам конспектировал некоторые моменты — теперь уже про Россию.

Будучи бизнес-компанией, мы поставили себе задачу не только проводить исследования, но и проверять их на практике. Мы не понимали до конца, какую игру затеяли — мы болели за тему, за наших руководителей. А формировать рынок оказалось непросто: люди были скептически настроены к новому, да и слова «Это у них в Америке/ Европе/ Азии работает, у нас такого быть не может» или «Проблем с поколенческим взаимодействием у нас нет» — мы слышали не раз и продолжаем слышать даже сейчас, когда тема не вызывает сомнений в мире. Хотелось ли мне бросить тему в такие моменты? Нет. Даже несмотря на то, что порой было обидно. Но я вспоминала результаты в разных компаниях и организациях, изменения для конкретных людей и понимала, что тема «Взаимодействия поколений в России» полезна и что она позволяет решить сложнейшие вопросы по-человечески. И команда поддерживала меня в этом.

Кстати, для уверенности в том, что Взаимодействием поколений в России надо заниматься у нас есть лакмусовая бумажка «Работает или не работает?». Наша лакмусовая бумажка — это прагматичная реакция бизнес-компаний на столкновение с темой: если все работает, мы продолжаем сотрудничество и разрабатываем решения, инструменты, обучающие программы. И я могу сказать, сейчас лакмусовая бумажка показывает: «Взаимодействие поколений в России работает!»