Бизнес и общество / Феномены

Должны ли супруги открывать совместный бизнес?

Должны ли супруги открывать совместный бизнес?

4 августа 2014|Николь Торрес

Все больше и больше пар открывают совместные предприятия, все громче и громче звучат голоса, поощряющие совместную деятельность супругов или наотрез от нее отговаривающие. Согласно статистике уже в 2000 году из 22 миллионов малых предприятий США 3 миллиона принадлежали супружеским парам и их число продолжает расти.

Чтобы ответить на вопрос, стоит ли женам и мужьям трудиться вместе, нужно сперва уточнить, по какой причине они хотят работать вместе и что им это дает. Новое исследование Института изучения работы (IZA) посвящено именно этой проблеме. Опросив 1069 датских пар, которые открыли свой бизнес в период с 2001 по 2010 год, ученые установили, что зачастую к такому решению супругов подталкивает отсутствие у одного из них (чаще у жены) шансов найти работу на свободном рынке труда. Оказалось также, что совместный бизнес заметно повысил уровень доходов обоих супругов (но опять-таки в первую очередь жены), причем как во время активной работы предприятия, так и после его ликвидации. Авторы исследования пришли к выводу, что совместное дело — удачное вложение человеческого капитала для обоих супругов. Дополнительное его преимущество — сокращение финансового неравенства в паре.

Чтобы выяснить, каковы были перспективы участников опроса на рынке труда, авторы исследования уточняли их доходы до открытия совместного предприятия и после. Выяснилось, что женщины в среднем зарабатывали на 27% меньше, чем в тех парах, где отдельным бизнесом обзавелся каждый из супругов, и на 33% меньше, чем в парах, где собственное предприятие открыл только один из супругов.

Это доказывает, что в семьях, которые открыли совместный бизнес, женщины в среднем занимали не очень выигрышную позицию на рынке труда и охотно присоединялись к совместному бизнесу, поскольку при этом мало чем рисковали. Авторы подчеркивают, что данное решение не связано с большей приверженностью традициям: поскольку в семейном бизнесе доходы жены увеличивались заметнее, чем доходы мужа (ведь изначально жена зарабатывала существенно меньше), и разница между доходами супругов сглаживалась. Исследование также показало, что пары, открывшие совместное предприятие, не стали от этого ни более, ни менее счастливыми (оценивалось количество принимаемых антидепрессантов, снотворных и успокоительных). И это решение не сказалось ни положительно, ни отрицательно на вероятности развода или, наоборот, на решении обзавестись детьми.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Данные этого исследования предполагают, что семейные бизнесы могут смягчать гендерное неравенство. К сожалению, более ранние исследования показывают иную картину. Доклад группы исследователей из Университета штата Каролина (2013) выявил повышенную вероятность неравенства в распределении контроля в таких супружеских командах. По словам авторов этого исследования, «создавая совместный с супругами бизнес, женщины имеют меньше шансов оказаться во главе предприятия», поскольку на позицию мужа и жены влияют гендерные ожидания (добытчик — хранительница очага) и другие факторы, например наличие детей. Мужья охотнее становятся во главе нового предприятия, а женщины играют подчиненную роль, причем гендерная идеология, которая определяла их социальные роли и обязанности дома, подкрепляет такое решение (мы уже отмечали эту проблему при разборе конкретного кейса).

Другое исследование выявляет различие между женщинами, вступающими в бизнес вместе с супругами, и теми, кто решается на это в одиночку. Кэти Маршак, психолог, работающая с семейными парами-предпринимателями, убедилась, что зачастую жены считают главной своей обязанностью заботу о «представительности» мужчин. Она не раз убеждалась, что даже когда бизнес основывает жена, а муж входит в него позднее, женщина чувствует себя скорее совладелицей, чем учредителем или главой. «Жены в этой ситуации проявляют меньшую независимость, чем те, кто строит карьеру отдельно от мужей, — заметила Маршак. — В тесте на гендерную ролевую ориентацию они показывают высокий результат по «женским качествам», в то время как женщины с «двойной карьерой» набирают хорошие очки и по традиционно мужским качествам. Так же распределяются ответы у женщин, выбравших путь независимого профессионала. И в браке у них отношения более равные, чем у женщин-«совладелиц»».

Читайте материал по теме: Экономика: настала ли пора менять парадигму?

IZA рассматривал ситуацию также с точки зрения финансов и отметил повышение доходов у женщин в совместном бизнесе. Специалисты института «с осторожностью» предполагают, что супружеские команды имеют определенные преимущества в плане продуктивности. Однако другие данные показывают, что совместный бизнес порождает специфические проблемы, и тут все еще действует целый набор гендерных предрассудков.

Супружеские пары (зачастую также с детьми) работали вместе испокон веков — и на семейных фермах, и в семейных магазинах, и в Walmart. Известно немало успешных историй супружеского предпринимательства, например Kate Spade and Flickr (пока основатели не разошлись). Но сегодня основные проблемы возникают из-за неопределенности ролей в семье (отсутствие четко определенной модели распределения обязанностей — основная причина, по которой венчурные капиталисты не спешат вкладываться в супружеские стартапы), а также из-за трудностей с распределением еще и семейных обязанностей.

Так стоит ли парам вместе основывать бизнес? Простого ответа на этот вопрос нет. В целом эти исследования указывают на явные материальные преимущества, которые, однако, подрываются гендерным неравенством. И отсюда напрашивается совет тем, кто еще только обдумывает такой шаг: рассмотрите и другие карьерные возможности, откровенно обсудите в семье дальнейшее распределение обязанностей как на работе, так и дома.

Читайте по теме:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/p14290

2014-08-04T04:00:00.000+04:00

Tue, 22 May 2018 13:30:43 GMT

Должны ли супруги открывать совместный бизнес?

Чтобы ответить на вопрос, стоит ли женам и мужьям трудиться вместе, нужно сперва уточнить, по какой причине они хотят работать вместе и что им это дает.

Бизнес и общество / Феномены

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2r/199mh2/original-1mnz.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия