Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Не верить – это нередко не уметь думать.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

За что мы любим наших строгих учителей

Джоан Липман

Что делать, если работа перестала приносить радость

Энди Молински

Пять способов научиться мыслить глобально

Натали Келли

«Воля руководителя в том, чтобы никому не дать по голове»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

читайте также

Недавно в российский прокат вышел фильм «Ян Карский» — документальное кино лауреата премии «Эмми» Славомира Грюнберга, совместное производство России и Польши. Его выход на экран приурочен был к 27 января — Дню памяти жертв Холокоста, то есть массового убийства нацистами евреев, включая грудных детей.

История героя фильма потрясающая. Она особенно важна для России. Наше «большинство» не имеет глубокого, осознанного отношения к двум явлениям — к массовой гибели людей (как в печах Освенцима, так и в снегах Колымы; впрочем, не мы одни, как видно и из истории Карского, не в силах поверить в сам факт убийства миллионов) и к тем, кто героически стремился этому противостоять. Нам надо учиться и обдумывать эти явления и надлежащим образом относиться к памяти героев.

Молодой швед Рауль Валленберг (это имя знакомо подавляющему большинству европейцев) сумел ОДИН спасти от Освенцима около СТА ТЫСЯЧ евреев. В это трудно поверить, но это так. Близок к этому и случай Карского. Продюсер картины Евгений Гиндилис говорит: «В фильме рассказывается невероятная и трагическая история, в которую очень трудно поверить. К сожалению, в России об этом человеке и его судьбе знают лишь немногие…»

Я смотрела этот фильм в Музее Москвы (честно признаюсь, что до этого я о его герое не знала). Оторваться от экрана невозможно. Со мной была знакомая медсестра. Она проплакала весь фильм.

В 1939 году во время нападения СССР на Польшу Ян Козелевский попал к нам в плен. Затем — в результате обмена военнопленными — в руки немцев и гестапо. Сумел бежать, нелегально пробрался на родину, взял псевдоним «Карский». Посетил, переодевшись немецким солдатом, гетто. Оттуда евреев отправляли в лагеря уничтожения, но мир об этом не знал.

Шел 1942-й год. Через Германию и Францию Карский добрался до нейтральной Испании, оттуда — до Лондона. В июле 1943 года Карского, умолявшего о помощи гибнущим, принял президент Рузвельт. И по-прежнему в массовое убийство евреев никто не верил… Да и как нормальному человеку поверить, что не каннибалы, а европейцы разбивают грудным детям головы о камни на глазах матерей или отправляют их на руках матерей в газовые камеры?..

На экране — повозки и машины с грудами истощенных нагих трупов. Много детей и подростков. Карский с лицом красивого старика (он умер в 2000 году) дает интервью, и слезы текут по его щекам.

Глава Образовательного фонда Яна Карского Войчек Бияложит говорит: «Речь в фильме идет о безразличии. Мир был просто безразличным. <…> Так что это великий урок от миссии Карского миру сегодня». Не верить – это нередко не уметь думать.

Союзников просили разбомбить пути, по которым идут составы с обреченными в лагеря смерти. Но эти бомбежки пошли только в 1944 году.

Продолжим тему Польши в начале Второй мировой войны.

В то время, когда Ян Карский попал в плен к советским войскам, ими были взяты в плен десятки тысяч польских офицеров — как действующих, так и офицеров запаса, давно занятых мирными профессиями (триста врачей, двадцать профессоров, учителя, литераторы…).

5 марта 1940 года Берия писал лично Сталину: «В лагерях для военнопленных НКВД СССР и в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в настоящее время содержится большое количество бывших офицеров польской армии <…>. Все они (! — М. Ч.) являются заклятыми врагами советской власти, преисполненными ненависти к советскому строю. <…>». А посему:

«I. Предложить НКВД СССР:

1) Дела о находящихся в лагерях для военнопленных 14 700 человек <…>, 2) а также дела об арестованных и находящихся в тюрьмах западных Украины и Белоруссии в количестве 11 000 человек <…> — рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела.

II. Рассмотрение дел провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения…» На письме — личные подписи Сталина, Ворошилова, Молотова, Микояна; по телефону получено согласие Калинина и Кагановича.

Так шесть человек, управлявших огромной страной, единодушно решили умертвить, как скот, без суда и следствия, просто по списку, 25 тысяч с лишком живых душ.

В апреле — мае 1940 года это и было сделано — под Смоленском, Калинином (ныне Тверь) и Харьковом. Участник расстрелов рассказывает: «…Из камер поляков поодиночке доставляли в “красный уголок”, там сверяли данные… Затем надевали наручники, вели в приготовленную камеру и стреляли из пистолета в затылок». В Катыни стреляли в лесу. Расстрельщики привезли с собой «целый чемодан немецких “вальтеров”, ибо советские наганы не выдерживали — перегревались».

Как опытные бандиты, советские правители были уверены, что все — шито-крыто. Но не получилось. В июле 1941 года Смоленск оказался под оккупацией. Весной 1943 года немцы раскопали могилы с тысячами трупов с пулевыми отверстиями в затылках. И с удовлетворением объявили миру о зверствах большевиков. Осенью того же года Смоленск отвоевали. Сталин послал туда комиссию под председательством главного хирурга армии Бурденко, включив туда и писателя Алексея Толстого. Он надеялся заморочить мировое сообщество. Комиссия определила — это сделали сами фашисты: ведь пули — от немецких пистолетов!..

О том, сколько лет люди не хотели думать о том, кто же истинный виновник этого злодеяния, — в следующем блоге.