Когда мозги будут важнее нефти? | Harvard Business Review Russia
Феномены

Когда мозги будут важнее нефти?

Андрей Свириденко

Может ли Россия стать самостоятельным игроком на мировом рынке высоких технологий или она должна пойти по пути Индии и превратиться в зону офшорного программирования? Это очень важный и больной вопрос, который обсуждается в последние годы на самых разных уровнях. Когда девять лет назад появилась ассоциация российских разработчиков программного обеспечения РУССОФТ, поначалу было очень много жарких дискуссий о том, чем должна заниматься ассоциация, что главное, куда идти, кто ее возглавит. Одной из центральных задач стала ориентация знаний и умений российских софтверных компаний на экспорт. Чиновникам эта идея тогда тоже понравилась: уже тогда наблюдался мощный тренд на офшорное программирование, и пример Индии, которая зарабатывала на этом многие миллиарды долларов, многим казался заразительным. Тогда, восемь лет назад, я написал сотни «программных» писем в ассоциацию, коллегам, пытаясь показать, что Россия должна пойти по пути Израиля — создавать собственные продукты и лицензировать их клиентам, в том числе и иностранным. Почему? Да потому что возможность экспорта своего продукта явно свидетельствует о его конкурентоспособности, тогда как внутри России рынка и реальной конкуренции пока мало. Некоторые крупные отечественные производственные невоенные компании, которые выросли на внутреннем госзаказе, неконкурентны на мировом рынке, им попросту нечего экспортировать.

Еще надо помнить и о том, что при разработке своего продукта интеллектуальная собственность остается у создателя — то есть в России — и становится основой информационной безопасности и обороноспособности государства. При заказном, офшорном программировании вся интеллектуальная собственность сразу переходит к заказчику — то есть возможность тиражирования российского продукта как таковая отсутствует. Свой же продукт может быть лицензирован и продан много раз разным компаниям.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Почему отвечать на жалобы покупателей в соцсетях не всегда полезно
Алиреза Голмохаммади,  Таха Хавахор,  Динеш Гаури,  Джозеф Комприкс
Пять мифов о шопинге
Джереми Спорн,  Стефани Таттл