Информационно бедные и информационно богатые | Большие Идеи

・ Феномены

Информационно бедные и
информационно богатые

Как преодолеть разрыв между ними?

Автор: Евгения Чернозатонская

читайте также

«Я здесь ни при чем»: распознаем безответственного топ-менеджера

Мария Макарушкина

«Компаниям нужны эффективные менеджеры с гуманным подходом»

Анна Натитник

На работу как в спортзал: может ли обязательный фитнес мотивировать сотрудников

Карл Седерстрем,  Торкильд Фанем

Как год удаленной работы повлиял на отношения с коллегами

Джонатан Ларсон,  Нэнси Бэйм,  Ронни Мартин

В позапрошлой жизни я была научным сотрудником. Наш академический институт — ИНИОН — известен всем, кто трудится на поприще гуманитарных и социальных наук (в советской терминологии их называли одним словом: «общественные»). С 1960-х годов сюда приходили книги и журналы по экономике, философии, социологии, праву, лингвистике, политологии, истории и т.д. Литературу закупали за валюту, и она была страшным дефицитом, то есть в других местах прочитать это было нельзя. А как напишешь диссертацию, не вставив в обзор литературы раздела «буржуазные теории»? А для тех, кто ленился читать первоисточники, ИНИОН выпускал (и до сих пор выпускает) сборники рефератов и обзоров — там все разжевано и по-русски.

И все же многими двигала чистая жажда познания, ведь что может быть красивее стройной научной теории? Их даже в курилках люди друг другу пересказывали. И как узнать, чем занимаются коллеги на западе, не полистав профильных журналов?

На родной почве, истощенной монокультурой марксизма, общественные науки росли плохо. Побиваемые частыми кислотными дождями идеологии они давали лишь одиночные чахлые побеги. Сильных школ не было, хотя разумеется, были таланты и даже гении. Итог: общество не знало о самом себе почти НИЧЕГО.

Впрочем, в ту пору умные люди, работавшие на идеологическом фронте, понимали, что знание можно подменить мифологией. И вот настали новые времена, и породили новые мифы. Сейчас многие верят, что любую информацию можно отыскать в великом Интернете.

Вопрос: откуда она там возьмется, если ее никто туда не положил?

Периодически я совершаю ностальгические путешествия, возвращаясь сразу в две свои прежние ипостаси: информационную и переводческую. Например, когда меня приглашают поработать синхронистом на IFLA — Всемирном форуме по информационно-библиотечному делу. Занимаюсь я этим больше десяти лет, и если раньше выше всего я ценила в этой затее возможность повидать мир, то теперь полюбила саму конференцию: отличные бывают доклады, хотелось бы просто слушать, а не молотить языком. В этом году все происходило в Италии: среди уже привычной многоликой толпы делегатов заметны были францисканские монахи-библиотекари. В сандалиях, коричневых рясах, подпоясанных веревкой. Прямо как в фильме «Имя розы».

Каждый год на конференции так или иначе трактуется тема «Information rich and information poor nations» (информационно бедные и информационно богатые страны) и задается риторический вопрос: How to bridge the gap? (Как преодолеть разрыв между ними?). И каждый год я замечаю, что разрыв между Россией и информационно-развитыми странами не сокращается, а только растет. И дело тут не в средствах доступа: стараниями дядюшки Сороса интернет появился во всех университетах нашей страны еще в 90-е годы, а теперь президент Медведев лично следит, как к нему подключают школы.

Дело в наличии, полноте и качестве тех данных, которые можно получить, хоть в онлайне, хоть на бумаге. И это касается всей информации: научной, правительственной, юридической, деловой. Есть несколько причин отставания:

1. Научные и прочие учреждения плохо собирают и обобщают информацию — даже те базы данных, которыми занимались отраслевые институты в советские времена, закрылись после ухода в небытие соответствующих министерств, так и не попав в интернет. Моя подруга в 80-годы работала в институте информации при Минрыбхозе, делала базу данных по запасам рыбы в разных морях и океанах. Где теперь искать эти сведения?

2. Нет привычки потреблять качественную информацию. Средний пользователь вбивает в яндекс комбинацию из двух слов, выбирает тот источник, который ему больше нравится, и получает сведения по принципу «на любой вопрос — любой ответ».

3. Мало оцифрованных первоисточников. В Европе в последние годы оцифровали уже, кажется, все возможные исторические документы, архивы, манускрипты и редкие книги. Они лежат в открытом доступе для ученых, студентов и всех любителей истории. А у нас? И много ли отечественных монографий доступно вам в электронной форме? А вот на Amazon практически любую книжку, вместо того чтобы получать по почте, можно купить в цифровом формате и тут же загрузить на свой букридер Kindle. И дальше будет только хуже. Буквально через месяц (разбирательство в суде назначено на 7 октября) Google должна урегулировать с американской гильдией авторов и ассоциацией издателей вопрос о копирайте. Тогда в полной мере заработает проект электронного доступа к десяти миллионам книг. Google потратила на их сканирование $100 млн и еще столько же заплатила юристам, чтобы все это стало возможным. Американским ученым больше не придется ездить в Библиотеку Конгресса, заказывать книги по межбиблиотечному абонементу или, как Карл Маркс, ходить под дождем в Британскую библиотеку. Книжный ресурс Google будет выдавать нужные страницы цифровой копии в их родную университетскую библиотеку. Сам поиск внутри книги точно будет бесплатным, а цена получения электронной копии будет несопоставима с ценой печатной монографии. Что от этого получим мы? Скорее всего, НИ-ЧЕ-ГО. Боюсь, что границы, которые все больше разделяют пользователей интернета на «местных» и «пришлых», используя технологию геолокации (это когда по IP-адресу определяется, в какой стране вы находитесь), — закроют для нас даже платный доступ, как закрыли доступ к «местной» BBC и ко многим сервисам «для своих».

4. Нет привычки платить за полную информацию — все привыкли довольствоваться обрывками. В США все, что можно собрать и упорядочить, попадает в какую-нибудь базу данных. Их сотни тысяч, некоторые ведутся десятилетиями, некоторые возникли недавно. Когда-то их печатали на бумаге, потом стали предоставлять в онлайновый доступ — кстати, задолго до того, как люди научились искать информацию в интернете, благодаря всемирной паутине. Как правило, эти базы данных распространяются вендорами как платные сервисы. У одного вендора — тысячи баз данных. Поиск в них стоит недорого: например электронная версия американского Harvard Business Review доступна сразу у нескольких вендоров. И цена у них несколько ниже, чем в самом издательстве: сказывается эффект масштаба. Посмотрите, например здесь.

Очень много источников бесплатных. Например мощный государственный портал Data.gov, Базы данных, составленные ВСЕМИ госучреждениями собраны воедино. Если вы думаете что-то строить: то можно просмотреть ACRES — описания всех законсервированных или заброшенных строек (brown sites) по стране. Почему же у нас информация, которая создается на деньги налогоплательщиков, недоступна для них?

5. Плохо организованы средства поиска. Скажем, электронные каталоги библиотек по поисковым возможностям и удобству интерфейса отстали лет на десять (тут многое зависит от ПО, но многое — и от применяемой классификации и языка описания).

6. Бизнес не понимает значения информационного обеспечения. В западной корпорации всегда сидит штат сотрудников — их называют corporate librarian, а иногда есть еще и internet librarian. Это профессионалы с магистерской степенью (Master of Library Science), которые знают, во-первых, где что искать, а во-вторых, какие ресурсы (бумажные или онлайновые) необходимо держать внутри самой компании, то есть собрать в библиотеке или на внутреннем портале.

7. И, наконец, состоявшиеся люди не ходят в библиотеки. Мол, это малопочтенное занятие для студентов или пенсионеров. Американцы ходят в библиотеку с любой информационной потребностью: там сидит специалист —«справочник», он настоящий виртуоз и всегда подскажет. В 1995 году, когда я проходила стажировку в США, мой родственник — ученый попросил найти все фирмы, которые выпускают ультразвуковые приборы для обнаружения дефектов в металле, и получить у них буклеты с описанием приборов. В университетской библиотеке маленького городка, я спросила у библиографа, куда смотреть, и она тут же показала на многотомный справочник «Thomas Register». Там я без труда нашла все 20 компаний, которые выпускают Ultrasonic Flaw Detectors, с адресами и телефонами. Сейчас то же самое можно за две минуты найти в интернете: http://www.thomasnet.com/products/flaw-detectors-22143408-1.html. Но речь об американских компаниях, а не о наших. Попробуйте найти все российские фирмы, которые предлагают этот продукт.

Теперь представьте, что вы инвестор, затеявший крупный проект строительства, скажем, в Красноярском крае. Чтобы оценить, во что это выльется, вам понадобятся ответы на тысячи вопросов.Ну например, какие недостроенные с советских времен объекты имеются в окрестностях города? Или сколько времени проходит от разработки ТЭО до получения разрешения на строительство? Какая зарплата у сварщика на местном рынке? и какую номенклатуру конструкций выпускают местные заводы ЖБИ?

Поверьте, ответы на все эти вопросы вам придется с боем добывать на местности. Или вы наймете местную компанию, которую все равно надо будет постоянно контролировать. Авторитетных источников информации попросту нет. Проект «Электронное правительство» не приносит значимых плодов. По-прежнему, все в своих действиях опираются но устные предания («the word of the mouth»).

Но не надо думать, что информационно бедные страны — это непременно экономически малоразвитые и с бедным населением. Это не так. Например, на Балканах есть две очень продвинутые в информационном отношении страны: Хорватия и Словения (я сужу по докладам на конференции). Но бывает, что в стране концентрация богатства зашкаливает, а об информации никто не позаботился.

Совершенно анекдотичный эпизод произошел со мной накануне миланской конференции, когда дорога завела нас с сыном в княжество Монако. Как самостоятельные туристы мы часто прибегаем к услугам киосков с вывеской «i» — там отвечают на вопросы приезжих. Даже в ленивых курортных местах. И в княжестве, где автобусы с туристами останавливаются каждые пять минут, найти такой киоск не составило труда. И в нем сидела милейшая девушка, говорившая на четырех европейских языках. Она бойко раздавала посетителям карту своей страны и даже рисовала маршруты проезда. Но наш вопрос был иным: «Во сколько отходит последний поезд в Милан?». В ответ мы получили карту с указанием, как дойти до вокзала. Мы проявили упорство и, пропустив пару швейцарцев, которые явно спешили, попросили ее саму позвонить на вокзал и выяснить. Номер был в памяти ее телефона, так что дело было за малым: задать вопрос и получить ответ. Что она и проделала по-французски за 40 секунд. Ответ, однако, был обескураживающим: «The person over there has no idea. You need to walk to the station. It's only 15 minutes from here» (Там не знают. Тут до вокзала недалеко, сходите и выясните). Я пыталась возразить: «This information is readily available on the Internet» (А слабо самой посмореть в интернете?). «We do not have Internet connection here» (Нам интернет не провели) — ответила она с улыбкой.

Shame on you, Prince Albert — подумала я, и мы поплелись на вокзал.