Бизнес и общество / Наука

«Познание начинается с удивления»

«Познание начинается с удивления»

|23 ноября 2018|Юлия Фуколова

Непрерывное обучение в течение всей жизни стало необходимостью. Поэтому важно понимать основы андрагогики — науки об образовании взрослых. О том, как именно, чему и зачем стоит учить взрослых людей, рассказывает доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой андрагогики Института развития дополнительного профессионального образования Майя Громкова.

HBR — Россия: Чем занимается педагогика, знают все. А что такое андрагогика?

Громкова: Давайте обратимся к семантике слова. Педагогика в переводе с греческого означает «вести ребенка». Заменяем первую часть слова на «андрос», что означает мужчина, зрелый человек. Соответственно, андрагогика — это отрасль педагогики, где учитывается специфика образования взрослых людей. В андрагогике не выделяют основоположника — как и во многих других социальных науках, она родилась из практики. Люди всегда учились друг у друга, опыт накапливался, обобщался. Появилась необходимость вывести определенные закономерности и правила, научиться этот опыт передавать. Сам термин предложил немецкий учитель Александр Капп в начале ХIХ века, популяризатором андрагогики в 70-е годы прошлого века можно считать Малколма Ноулза. В России тоже много известных имен — Виктор Онушкин, Семен Вершловский, Георгий Щедровицкий и другие.

Что нового привнесла андрагогика в педагогику?

Главная инновация, которую при­внесла андрагогика, состоит в том, что ученика признали субъектом. С ним важно считаться, создавать для него ситуацию выбора, чтобы он тренировался в принятии решений и ответственности за них. Ребенок психологически взрослеет медленно, если его все время опекают, лишают самостоятельности и права выбора. Уже защитив докторскую диссертацию и написав много статей и книг, я сделала для себя открытие, что андрагогика занимает место современной инновационной педагогики, становится ее методологией. В ребенке стараются увидеть субъекта, используют технологии, действия, направленные на психологическое взросление. И это здорово.

В чем специфика образования взрослых?

Важно уяснить, что мы вкладываем в понятие «образование». Его можно рассматривать как систему, ценность, как процесс, деятельность, наконец, как специ­фическую услугу. Корень этого слова и его суть — «образ», то есть в процессе образования складывается новый образ окружающего мира, меняется сознание человека. Процесс образования в научном смысле — это изменение внутреннего образа. Процесс может быть формальным — занятия за партой по расписанию, получение сертификатов по окончании курса. Но он также совершается и неформально. Например, в общении с другим человеком. Услышали случайную фразу, и наступает новое понимание ситуации или события. Взрослый идет учиться, чтобы приобрести профессию, изменить свой внутренний образ, окультурить его и, может быть, осовременить. Результат в первую очередь зависит от атмосферы, которую создает учебное заведение.

КАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ
Структура образовательной и профессиональной деятельности

ИСТОЧНИК Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. М., 2015

Что в учебном процессе взрослый делает иначе, чем ребенок?

У педагогов есть каламбур: ребенок как огурец в рассоле, он все впитывает. Ключевое отличие образования взрослых — степень осознанности своих действий. Взрослый задает себе вопросы: «Мне это обучение для чего?» — это вопрос целей, мотивации. «Что мне из изучаемого будет нужно, а что нет?» — и выбирает содержание (правила, предписания, установки, законы, инструкции и т. д). Наконец, третий вопрос: «Как я получу результат?» — это вопрос методов, которые развивают способности. Важно их объективно оценивать.

На образовательную позицию взрослого влияет его собственная мотивация и окружающие условия. Если внутренней мотивации недостаточно, ее важно создавать, преподаватель и группа укрепляют ее. А бывает и наоборот: человек настроен на активную деятельность, а ее нет. Преподаватель не умеет организовывать деятельностную атмосферу и учит по старинке — как детей. Чрезмерная вербализация — один из недостатков профессионального образования. В образовании взрослых наиболее эффективны деятельностные методы — например, групповая работа.

Для детей тоже важны действия.

Действительно, педагогика тоже этим озабочена и ищет примеры в зарубежном опыте, то на Западе, то на Востоке. Взрослый человек выбирает действия как решение собственных проблем. Если ему нужно выступать публично, а с этим есть сложности, он осознает проблему и идет на тренинги. А ребенку должны указать и помочь родители или учителя.

Многие знают концепцию Эрика Берна, который предположил, что человеку любого возраста присущи три состояния — ребенок, взрослый и родитель. Она применима и к образованию. Если вы находитесь в позиции «Я — ребенок», то реагируете непосредственно. Позиция «Я — взрослый» означает желание приобрести новые способности, позволяющие решать свои проблемы. А состояние «Я — родитель» подразумевает, что уже есть опыт и вы готовы им поделиться. Все эти позиции в разной степени присущи и школьнику.

Ко мне на семинары приходят кандидаты и доктора разных наук, и на вопрос, какое из этих состояний у них преобладает, чаще отвечают, что «взрослый» или «родитель», не вспоминая про ребенка. Хотят подчеркнуть серьезность, помнят про свой статус. Но состояние ребенка необходимо, так как это расслабление, естественность. Считается, что всякое познание начинается с удивления, с эмоции, и тогда оно эффективнее.

Чего не стоит делать, занимаясь обучением взрослых?

Прежде всего, не надо стремиться обучать их, важно создавать им условия самим обучаться, организуя их образовательную деятельность. И это куда сложнее, чем прочитать лекцию. Не стоит сажать взрослых людей в затылок друг другу, даже на лекции. К тому же лекции имеют самый низкий КПД, ведь информацию можно найти в учебниках и интернете. Я иногда слышу, как слушатели говорят: нам сегодня на занятиях много дали. Это идет из репродуктивной модели, когда людям все должны давать — кефир в магазине дают, зарплату дают, знания дают. На самом деле взрослый в учебном процессе должен занимать активную позицию, учиться решать свои проблемы и развивать продуктивное мышление. Он субъект, готовый к действию.

А как добиться, чтобы слушатель действовал, а не просто присутствовал?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/nauka/784861

2018-11-23T08:04:36.000+03:00

Fri, 23 Nov 2018 07:05:05 GMT

«Познание начинается с удивления»

Интервью с доктором педагогических наук Майей Громковой

Бизнес и общество / Наука

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/8b/14k83g/original-1gkg.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия