Хроника управленческих идей | Большие Идеи

・ Наука

Хроника
управленческих идей

Ключевые идеи и теории менеджмента на страницах Harvard Business Review

Хроника управленческих идей
Фото: Vidar Nordli-Mathisen / Unsplash

читайте также

Стоит ли идти в лобовую атаку на нереальный план?

Борис Щербаков

Большим фирмам труднее

Почему вы проигрываете сложные переговоры

Джонатан Хьюз,  Дэнни Эртел

Забыть всё: почему наши успехи делают из нас неудачников

Билл Тейлор

От редакции. В менеджменте есть концепты, которые не устаревают и десятилетиями живут в разных культурах. Некоторые из них особенно популярны в нашей стране. По случаю 15-летия HBR Россия мы составили инфографику, в которой отмечены годы появления на страницах нашего журнала статей, важных для понимания известнейших теорий. Также хотим напомнить, что мы дарим всем нашим читателям бесплатный доступ к 150 самым интересным статьям журнала. Материалы будут появляться на странице нашего спецпроекта 150.hbr-russia.ru ежедневно до конца 2019 года. Желаем познавательного чтения.

2005 Эмоциональный интеллект

Впервые этот термин, обозначающий способность распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, появился на страницах Harvard Business Review в 1999 году, а в 2005-м в российском HBR вышла статья известного популяризатора концепции эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана.

2006 Дизайн-мышление

О творческом подходе к формированию стратегии впервые написали Дороти Леонард и Джеффри Рейпорт в статье «Эмпатическое проектирование как путь к выдающимся инновациям», опубликованной в американском HBR в 1997 году и в российском — в 2006-м. В современном виде и под нынешним названием эту теорию развил президент IDEO Тим Браун в статье «Дизайнерское мышление», вышедшей в HBR в 2008 году.

2006 Подрывные инновации

В 1995 году в HBR вышла статья Клейтона Кристенсена и Джозефа Бауэра о «дилемме инноватора»: выборе между вложениями в поддержание текущего бизнеса и проектами с прорывным потенциалом. В статье «Инновации: Классические ошибки», вышедшей в «HBR Россия» в 2006-м, Розабет Кантер напомнила, что на «подрыв» способны лишь особо чуткие к нуждам потребителя компании.

2007 Голубой океан

Авторы термина — профессора INSEAD Чан Ким и Рене Моборн, издавшие в 2005 году книгу «Стратегия голубого океана». В HBR этот термин впервые прозвучал в 2004-м, в «HBR Россия» материал опубликован в 2007 году.

2008 Пять сил конкуренции

В 1979 году HBR опубликовал первую статью молодого экономиста Майкла Портера. За прошедшие 40 лет на «Пяти силах Портера» воспитано целое поколение исследователей и бизнесменов. Идея, что за каждый доллар прибыли приходится сражаться не только с конкурентами, но и с покупателями, поставщиками, товарами-заменителями и потенциальными претендентами на место в отрасли, сейчас стала хрестоматийной, а понимание отрасли как конкурентной среды со сложившимся, но непостоянным балансом сил было перенесено на экономику регионов, государств и некоммерческих организаций.

В «HBR Россия» статья опубликована в 2008 году под заголовком «Стратегический взгляд на силы конкуренции».

2008 Экономика платформ

Цифровая платформа — это площадка, соединяющая продавцов, покупателей и других игроков рынка. В 2006 году, еще до появления Uber и Airbnb, в HBR вышел материал «Strategies for Two-Sided Markets» о том, как действуют цифровые платформы на двусторонних рынках. А в 2008 году в «HBR Россия» вышла статья о достоинствах платформы Google. Позднее публиковались и другие материалы по этой теме.

2008 Система сбалансированных показателей

Cистема сбалансированных показателей (BSC), предложенная Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном в 1992 году, — это способ измерять продвижение к стратегическим целям. В «HBR Россия» в 2008 году опубликована статья тех же авторов, объясняющая, как увязать краткосрочные задачи со стратегическими.

2010 Социальное предпринимательство

Термин появился в 1970-х годах, его крестный отец — Билл Дрейтон, основатель фонда «Ашока: Инновации для общества». В 2010-м в статье «Новые партнерства изменят мир» в HBR Дрейтон заметил: «Благодаря сотрудничеству корпораций и социальных предпринимателей рынки могут формироваться и расширяться с огромным размахом». В 2015 году лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус описал в HBR три особенности социального бизнеса.

2013 Эджайл и скрам

В 1986 году Такеучи Хиротака и Икудзиро Нонака опубликовали в HBR статью «The New New Product Development Game». Они заметили, что в компаниях, обходящих конкурентов по инновациям, процесс работы не похож на поэтапную «эстафету». В них «команда старается пробежать всю дистанцию как единое целое, передавая друг другу мяч, словно игроки в регби». В 1993 году Джефф Сазерленд, взяв за основу идеи статьи, предложил новый подход к разработке ПО, назвав этот метод «скрам» (как прием в регби). Поиски адаптивных методов продолжались, и в 2001 году появился эджайл-манифест разработки программного обеспечения. В 2013 году в «HBR Россия» вышла статья Стива Бланка «Бережливый стартап», где описана схема создания ПО по принципам эджайла.

2014 Самоуправление

Уже несколько десятилетий исследователей увлекает идея самоуправления. Одна из самых популярных его разновидностей — холакратия, которая впервые упоминается в HBR в 2014 году в статье Джулиана Биркиншоу «Осторожно: очередной бум».