«Неженское дело»: почему женщины избегают конкуренции

«Неженское дело»: почему женщины избегают конкуренции
|14 ноября 2019| Селин Кесебир

Среднестатистическая женщина меньше склонна к конкуренции, чем среднестатистический мужчина: женщины реже говорят, что им нравится соперничество, и реже вступают в конкурентную борьбу. На работе это отличие отражается на результатах деятельности: недавние исследования, проводившиеся экономистами и политологами, показывают, что люди, склонные к конкуренции, демонстрируют более высокие социоэкономические результаты. Например, среди выпускников престижной программы МВА 10% разницы в уровне заработка между мужчинами и женщинами спустя девять лет после окончания обучения объяснялось именно гендерными различиями в отношении к конкуренции. Этот же фактор на 76% обусловливает разницу в показателях карьерного роста среди экономистов женского и мужского пола во Франции.

Почему же женщины меньше склонны конкурировать, чем мужчины? Исследования, проводившиеся в прошлом, указывают на эволюционное давление, роль домохозяйки, которую традиционно играли женщины, и патриархальный строй. В них высказывается предположение, что мужчины больше склонны конкурировать, так как конкуренция для них более выгодна. В других исследованиях гендерное отличие в отношении к конкуренции объясняется более высоким уровнем уверенности у мужчин: женщины избегают конкуренции, так как реже считают, что победят.

Никто не в силах изменить эволюционную или историческую траекторию. Мои коллеги Соньен Ли, Эндрю Эллиот, Мадан Пиллутла и я задались вопросом, могут ли убеждения, касающиеся конкуренции и свойственные женщинам и мужчинам сегодня, — их можно сформулировать, изучить и скорректировать с помощью анализа — объяснять разную степень стремления к конкуренции. Если да, то мы могли бы обеспечить женщинам и мужчинам новый способ изменить эти убеждения, стремления и их карьеры.

Для начала мы создали шкалу для систематической и всесторонней оценки женских и мужских убеждений на тему конкуренции. Мы опросили 119 женщин и 111 мужчин, что они считают хорошим и позитивным в конкуренции, а что — плохим и негативным. (Все участники опроса были американцами в возрасте от 18 до 82 лет, средний возраст составил 36 лет. 99% из них имели опыт работы.)

Мы объединили их ответы и выделили несколько повторяющихся тем. В конце концов, мы получили три варианта объяснения, почему люди считают, что конкуренция — это хорошо, и три — почему плохо. Если говорить о положительных сторонах, то конкуренция может способствовать (1) росту производительности, (2) развитию характера и (3) поиску инновационных путей решения проблем. Что же касается отрицательных сторон конкуренции, то она потенциально (1) поощряет неэтичное поведение, (2) наносит ущерб уверенности в себе и (3) вредит отношениям.

На основе этого мы разработали шкалу, отражающую убеждения о конкуренции, и попросили респондентов оценить, насколько они согласны или не согласны с предложенными им формулировками на соответствующие темы, например: «Конкуренция заставляет людей работать лучше» и «Конкуренция заставляет людей работать больше» для темы №1 с положительной стороны.

Найдя способ оценить убеждения, касающиеся конкуренции, мы проверили, отличаются ли они у женщин и мужчин, и выяснилось, что да. В нашей подборке, включающей 2331 человека (49% женщин, 51% мужчин, средний возраст которых составлял 34 года), 63% женщин были менее убеждены, чем среднестатистический мужчина, что конкуренция повышает производительность, развивает характер и помогает находить инновационные решения. В отношении негативных убеждений значительных гендерных различий не наблюдалось, однако было ясно, что мужчины видят в конкуренции больше положительных сторон, чем женщины. (Чтобы сравнить собственные убеждения, касающиеся конкуренции, пройдите опрос в конце этой статьи.)

В конце концов, мы обнаружили, что разница в убеждениях объясняет некоторые гендерные различия в отношении к конкуренции. Оценив убеждения людей в данной области, мы пригласили их принять участие в еще одном, как мы им сказали, исследовании, где они могли заработать бонус. Мы спросили, предпочитают ли они, чтобы бонус зависел от их конкурентоспособности (их показателей по сравнению с другими участниками) или от абсолютных результатов (независимо от результатов других людей). Мы обнаружили, что действительно люди с более позитивными убеждениями, касающимися конкуренции, чаще выбирали бонусы на основе конкуренции. Из женщин 21% выбрали конкурентный вариант по сравнению с 36% мужчин. Более высокий уровень конкуренции мужчин отчасти объясняется более позитивными убеждениями в отношении результатов конкурентной борьбы.

Эти выводы имеют значение для всех нас, когда возникает перспектива конкуренции на рабочем месте. Мало кто из нас задумывается, хороши или плохи подобные соревнования, и должны ли мы стремиться повышать собственное стремление к конкуренции. Но в любом случае эти убеждения живут в нас и могут серьезно влиять на наши профессиональные возможности и потенциал заработка. Таким образом, стоит серьезно обдумать эти убеждения, чтобы лучше понимать, как реагировать на потенциальные ситуации, в которых возникает конкуренция.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/nauka/816184

2019-11-14T10:43:05.805+03:00

Thu, 14 Nov 2019 07:43:16 GMT

«Неженское дело»: почему женщины избегают конкуренции

Как нежелание конкурировать влияет на карьеру

Бизнес и общество / Наука

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/8t/zq7z7/original-1aax.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия