Почему бизнес-школы отстают от жизни

Почему бизнес-школы отстают от жизни
|12 августа 2020| Ашиш К. Бхатия Наталия Левина

В начале апреля один тайский студент нашего класса по предпринимательству понял, что в Тайланде не хватает качественных и недорогих санитайзеров для рук. Чтобы помочь стране в борьбе с COVID-19 и заработать, он быстро переоборудовал свою семейную медицинскую фабрику и начал выпускать санитайзер. Такие кейсы есть и в США: например, когда компания Dollaride, прошедшая инкубатор Future Labs Нью-Йоркского университета, поняла, что во время пандемии упал спрос на ее бизнес (услуги общественного транспорта в арендованных фургонах), она изменила бизнес-модель и приспособила свои фургоны, технологии и маршруты для растущего рынка доставки посылок.

Меняя курс, эти предприниматели не стали делать того, чему учат в бизнес-школах: они не проводили долгосрочный анализ рынка, не составляли бизнес-план и не взвешивали альтернативные варианты. Проведя такой анализ, возможно, они обнаружили бы, что краткосрочная выгода не окупит расходы на оборудование, или запутались бы, пытаясь рассчитать длину пандемии и дату восстановления глобального рынка производства. Вместо этого они просто взялись за дело, используя имеющиеся у них ресурсы.

Такой подход к предпринимательству, при котором вы используете все свои знания, знакомства и таланты, чтобы сразу приступить к делу, называется «эффектуацией». В бизнес-школах такому не учат: там, как правило, предпочитают подробно прогнозировать риск и прибыль. Но будущее становится все более сложным и непредсказуемым, поэтому бизнес-школы должны принять новую философию, чтобы выпускать новых предпринимателей-лидеров, которые могут быстро приспособиться к новым условиям.

Можно ли научить предпринимательству в бизнес-школе?

Современные программы MBA предлагают целый ряд курсов по предпринимательству — от формальных до конкурсов и инкубаторов стартапов, — но многие сомневаются, что преподаватели с академическим подходом могут чему-то научить предпринимателя. Бессчетное множество успешных бизнесменов никогда не ходили в бизнес-школу — а то и вовсе не закончили университет. Более того, предпринимателю нужно воображение и тяга к прорывным, контринтуитивным решениям. Все это не слишком вписывается в расписание типичной бизнес-школы, забитое абстрактной аналитикой и точными расчетами.

Все же многие бизнес-школы считают, что в предпринимательстве есть место формальному обучению, и стараются обновить свои программы для нужд современных студентов. Недавно мы провели исследование и проанализировали три лучших североамериканских программы MBA, чтобы понять, как каждая из них решает эту проблему. В отрасли, где образовательные программы очень похожи одна на другую, эти школы ломают шаблоны и развивают собственную философию в преподавании предпринимательства.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/nauka/836495

2020-08-12T21:41:14.521+03:00

Mon, 17 Aug 2020 09:46:03 GMT

Почему бизнес-школы отстают от жизни

Чему должны учить предпринимателей в XXI веке

Бизнес и общество / Наука

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/69/z2932/original-19fv.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Смотрите на YouTube-канале HBR Россия «Счастливая жизнь после работы» vs «Умереть у станка»
Подробнее
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия