Как бизнесу освоить научный метод | Большие Идеи

・ Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как бизнесу освоить
научный метод

Почему в бизнес-школах должны учить экспериментам

Автор: Элизабет Тенни

Как бизнесу освоить научный метод
Иллюстрация: HBR Staff/Science Photo Library/270770/Getty Images

читайте также

Так ли экологична удаленная работа?

Ганга Шридхар ,  Кейт Лаффан ,  Лора Джурдж

Самый сложный вопрос: что рассказать о себе на собеседовании

Джоел Шварцберг

Как создавать обучающие видео

Андрей Скворцов,  Наталья Журавлева

Как запустить цифровую платформу

Эдельман Бенджамин

«Рандомизированные контролируемые исследования, некогда представлявшие собой мало кому понятный научный инструмент, теперь приобретают принципиально иное значение как основной и широко применимый метод» — Майкл Лука и Макс Базерман

Бизнес массово переходит на новые методы принятия решений. Раньше научный метод и эксперименты были прерогативой ученых, но теперь менеджеры компаний из самых разных сфер начинают массово внедрять культуру экспериментов, чтобы принимать решения на их основе. Например, около 80% новых функций Microsoft Bing проходят через эксперименты с контрольной группой. В eBay экономят миллионы долларов в год на рекламе, потому что провели простое исследование и выяснили, что контекстная реклама для них не окупается. А в Google экспериментальным путем выяснили, какие вопросы на собеседованиях сильнее всего коррелируют с рабочими результатами, и теперь придают этим вопросам больший вес.

Огромные объемы пользовательских данных, новые вычислительные мощности и уникальная простота и дешевизна рандомизации создали идеальные условия для новой революции в бизнесе — так называемой революции экспериментов. Компании все активнее требуют, чтобы за их решениями стояли релевантные данные, полученные экспериментальным путем, и MBA-программы должны подтянуться, чтобы дать лидерам будущего необходимые навыки.

Зачем нужны эксперименты

Эксперименты очень полезны — и не только в науке. Вместо того, чтобы дергать менеджеров по всем вопросам, даже самым незначительным (фон должен быть желтым или синим? что лучше — довести до идеала базовые функции или добавить новые? есть ли у сотрудников полномочия и мотивация, чтобы быстро отвечать на запросы?), можно провести эксперимент, собрать результаты и сразу принять решение — или, по крайней мере, предложить начальнику вариант, основанный на фактах. Кроме того, такие данные можно показывать заинтересованным лицам как доказательство прогресса и прозрачности.

Эксперименты подстегивают инновации. Они могут доказать правильность концепции и подтвердить осмысленность новых идей на ранних стадиях, до больших рисков и масштабирования. Если эксперимент проведен правильно, а данные собраны и истолкованы объективно, они также помогут исправить ошибочные интуитивные представления, неверные догадки или излишнюю самоуверенность. Научный метод (на котором основаны эксперименты) — это золотой стандарт, который устраняет когнитивные искажения и позволяет объективно ответить на вопросы.

Но сейчас, когда все больше компаний берутся за эксперименты, они сталкиваются с огромной проблемой недостатка кадров. Хорошо провести эксперимент непросто. Для этого нужно разбираться в статистике, уметь четко формулировать задачу и интерпретировать результаты. Но одних только навыков недостаточно. Важно действовать последовательно и постепенно, использовать имеющиеся знания и способствовать более глубокому пониманию вопроса, а новые эксперименты должны опираться на старые. Также встает вопрос о том, смогут ли менеджеры отказаться от своих интуитивных представлений, если они противоречат данным, и удастся ли им справиться с иерархией и бюрократией, чтобы воплотить полученные выводы на практике.

Некоторые компании нанимают для этого целые армии сотрудников с учеными степенями (например, в Amazon работает больше ста экономистов с Ph.D.). Это неудивительно, ведь на программах Ph.D. специалисты получают образование несколько лет, а рынок позиций в университетах с перспективой штатной работы в дальнейшем сократится. поэтому специалистов с Ph.D. сейчас в избытке. Другие компании сами учат собственных сотрудников, используя специализированные методики, созданные специально для их отрасли. Например, в General Mills недавно набирали сотрудников в инновационный инкубатор g-works. В объявлении о вакансии говорилось, что они ищут специалистов, которые «умеют использовать навыки предпринимательства и экспериментальный подход» и готовы работать «в условиях проб и ошибок и быстро проводить эксперименты, чтобы подтверждать или опровергать гипотезы». Третьи компании (в том числе Fidelity, LinkedIn и Aetna) нанимают консультантов по экспериментам — например, компанию Irrational Labs, основанную Дэном Ариэли из Университета Дьюка и специалистом в области поведенческой экономики Кристен Берман.

Таким образом, компаниям нужны универсальные специалисты со множеством навыков. Они должны уметь разрабатывать и проводить эксперименты; обладать математической грамотностью, чтобы интерпретировать результаты, и мягкими навыками, чтобы внедрять эти результаты на практике. Наконец, они должны вдохновлять своих коллег, чтобы создать в компании культуру экспериментов. Сегодня это самые нужные навыки для выпускников бизнес-школ, и для их развития нужно изучать научный метод и эксперименты. Но программы бизнес-школ построены вокруг других принципов. Как это можно изменить?

Как учить экспериментам в бизнес-школах

В некоторых бизнес-школах экспериментам все же учат, хотя и в небольших масштабах. Так, преподаватели маркетинга часто рассказывают о самых элементарных разновидностях A/B-тестов: например, как выяснить, какая реклама лучше влияет на продажи — обычная или социальная, или как проверить, окупилась ли кампания. Некоторые преподаватели используют также кейс Томке и Бейерсдорфера о компании Booking.com., которая предлагает путешествующим услуги онлайн-бронирования мест проживания и внедрила очень сильную культуру экспериментов: ее сотрудники проводят их тысячами каждый день. Кейс не только рассказывает о культуре, но и позволяет освоить некоторые базовые понятия и терминологию экспериментирования (например, p-значение, нулевая гипотеза и ошибки первого рода). Но это лишь одна задача и один кейс — и более того, в примечаниях к нему сказано, что у большинства студентов бизнес-школ «нет или почти нет опыта онлайн-экспериментов».

Одна из авторов этой статьи (Элизабет) рассказывает об экспериментах на своем курсе «Менеджмент и лидерство в организациях» в рамках программы PMBA в Школе бизнеса им. Дэвида Экклза Университета Юты. Каждый год она разбивает студентов на группы и просит каждую группу разработать по эксперименту и после всем вместе его обсудить. Так студенты могут многое понять про эксперименты, хотя курс и не посвящен их использованию при принятии решений. Есть только один известный курс такой направленности — курс Майкла Луки в Гарвардской школе бизнеса, но он проводится не каждый год. О настоящих экспериментах в бизнес-школах рассказывают редко.

Можно делать в этом направлении значительно больше. У студентов MBA есть доступ к университетским библиотекам и ко всей опубликованной литературе, на основании которой они могут выдвигать и проверять гипотезы. Кроме того, у них, как правило, есть учетные записи на Qualtrics или аналогичных платформах, так что они могут создавать опросы и использовать статистические пакеты для анализа данных. Если бы студентам преподавали методики бизнес-исследований и учили основам экспериментов, то они могли бы сразу начать сотрудничество с реальными компаниями, осваивать эксперименты в полевых условиях и им приносить пользу.

Курс по экспериментам уровня MBA должен включать некоторые основы научного метода, которые студенты смогут адаптировать к условиям конкретной компании или отрасли. Вот эти основы:

  • Как формулировать тестируемые и фальсифицируемые исследовательские вопросы и использовать имеющиеся наработки

  • Как применять идеи на практике и формулировать задачи

  • Что нужно знать о рандомизации и что может поставить эксперимент под угрозу

  • Как прозрачность процесса позволяет контролировать и соблюдать чистоту эксперимента

  • Как использовать статистику выводов

Итак, мы видим три главных способа, как бизнес-школы могли бы помочь своим студентам стать лидерами революции экспериментов. Во-первых, нужно научить их изучать научную литературу и развивать результаты прошлых экспериментов, также важно подчеркнуть, что это один из ресурсов для создания нового полезного знания. Во-вторых, нужно обучать их научному методу и правилам эффективных экспериментов для бизнеса, используя современные лучшие практики. Наконец, нужно дать студентам возможность практиковать эти методы уже во время учебы, чтобы они с большей вероятностью применяли их и в своей работе.

Но остаются и вопросы. Насколько глубоко можно (и нужно) интегрировать методологию экспериментов в программу MBA? Достаточно ли одного курса на эту тему? Как лучше проводить стажировки по экспериментам — в компаниях или с участием научного руководителя? На эти вопросы каждая школа должна отвечать по-своему, с учетом своей миссии, текущих курсов, состава студентов и партнеров среди бизнеса.

На протяжении многих веков специалисты самых разных отраслей использовали эксперименты и научный метод, чтобы получать надежную и полезную информацию. Но современный бизнес, пытаясь справиться с огромным потоком изменений, слишком часто полагается на интуицию — и дорого за это платит. Пора вернуться к истокам — с помощью программ MBA.

Об авторах

Элизабет Тенни (Elizabeth R. Tenney) — преподаватель в Школе бизнеса им. Дэвида Экклза Университета Юты. Исследует факторы, влияющие на процессы принятия решений в группах и организациях, изучает, как избыток уверенности и другие когнитивные искажения сказываются на социальных взаимодействиях и репутации.

Элейн Коста (Elaine Costa) — аспирант кафедры менеджмента в Школе бизнеса им. Дэвида Экклза Университета Юты. Исследует социальное восприятие и механизмы оценки информации при формировании суждений об окружающих и группах.

Ручи Уотсон (Ruchi M. Watson) — управляющий директор Центра стратегического лидерства Университета Юты. Перед этим проработала 10 лет в корпоративном секторе в разных компаниях Fortune 500. Также является научным сотрудником Отделения предпринимательства и стратегии Школы бизнеса им. Дэвида Экклза.