Нобелевские уроки: о чем лауреаты Нобелевской премии рассказывали на страницах HBR | Большие Идеи

・ Наука

Нобелевские уроки: о чем лауреаты Нобелевской премии рассказывали на
страницах HBR

Статьи и интервью лауреатов одной из самых знаменитых премий в мире

Нобелевские уроки: о чем лауреаты Нобелевской премии рассказывали на страницах HBR

читайте также

Как два слова могут перевернуть вашу жизнь и карьеру

Марк Чассил

Говорящие машины: как мессенджеры меняют общение с покупателями

Гади Бенмарк,  Дилип Венкатачари

Вся правда о лжи

Марина Иванющенкова

Говорите почаще: почему писать письма нужно не всегда

Амит Кумар,  Николас Эпли

От редакции. По традиции в начале октября в Стокгольме объявляют нобелевских лауреатов. Уже стали известны имена обладателей Нобелевской премии 2021 года в области физиологии и медицины, физики и химии. До конца недели объявят лауреата в области литературы и обладателя Нобелевской премии мира, а 11 октября станет известно имя лауреата премии по экономике. По этому случаю мы решили вспомнить о самых интересных статьях и интервью, которые публиковали и давали на страницах Harvard Business Review нобелевские лауреаты разных лет. Все материалы можно читать бесплатно до конца октября. Желаем вам познавательного чтения.

Даниэль Канеман (лауреат премии 2002 года по экономике): «Человеческий разум склонен к упрощениям»

«Везение играет огромную роль и в том, чтобы занять лидерское место, и в том, насколько впоследствии люди будут тебе доверять и подчиняться твоей воле. Во множестве областей есть серьезная асимметрия между успехом и неудачей. Провалиться легко: у каждого из нас тысяча возможностей в чем-то ошибиться. Более того, неудачи в целом понятнее и заметнее для окружающих. Причины и траекторию провалов довольно просто анализировать, тогда как исследовать успех гораздо сложнее, потому что он состоит из двух компонентов: удачи и избежания катастрофических ошибок. Поэтому, в частности, очень сложно как-то охарактеризовать успешных лидеров, а попытки описать их общие черты не выглядят особо убедительными...» Читать полностью

Рональд Коуз (лауреат премии 1991 года по экономике): «Спасти экономику от экономистов»

«Экономика в том виде, в котором ее сегодня преподают в университетах, имеет мало общего с управлением бизнесом и еще меньше — с предпринимательством. Степень оторванности экономической теории от повседневной деятельности человеческого общества поражает и удручает. Раньше все было иначе. Когда современная экономика только зарождалась, Адам Смит представлял ее исследованием «природы и причин богатства народов». Его труд «Богатство народов» изучали многие предприниматели, хотя Смит вовсю честил их за алчность, недальновидность и другие пороки. Книга вызвала оживленную полемику среди политиков, ссылавшихся на нее в спорах о торговле и прочих видах экономической деятельности. Академическое сообщество в те дни было небольшим, и экономистам приходилось апеллировать к широкой публике. Еще в начале ХХ века Альфред Маршалл мог писать, что экономика, «с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой — образует часть исследования человека». В то время экономическая наука все еще оставалась актуальной для капиталистов. В XX веке экономика окончательно утвердилась как профессия, и ученые получили возможность писать исключительно друг для друга. Одновременно произошла смена парадигм: главенствующую позицию занял теоретический подход к сокращению расходов, а реальная экономика реального мира перестала быть предметом изучения...» Читать полностью

Ричард Талер (лауреат премии 2017 года по экономике): «Больше данных для разумного потребителя»

«Год назад в Белом Доме прошла конференция, посвященная принципам предоставления информации. Мы помогали организовывать ее — в частности, разослали информационные материалы 300 с лишним представителям ­ 60 с лишним федеральных агентств. После ­краткого описания предстоящего мероприятия мы сообщали, что обед будет диетическим, если ­только участники конференции заранее не закажут что-нибудь другое. Десятью строчками ниже мы поясняли: «В меню будут зеленая фасоль и бутерброд — соевый сыр и безбелковый хлеб из бездрожжевого теста, но не только». В самом конце мы обещали приз тому, кто пришлет нам по электронной почте письмо и в «теме» укажет: «Меню». Из участников 80% не отказались от не слишком аппетитного меню, а приз получили лишь 1%. Когда утром первого дня конференции мы объявили, что большинство выбрало меню с соевым сыром, в ответ послышался тихий, но отчетливый стон. Потом — когда мы сказали, что пошутили — он сменился вздохом облегчения: в действительности обед предусматривал индейку и сэндвичи с тунцом. Но эксперимент подтвердил наш прогноз: многие участники конференции — блестяще образованные политологи и государственные чиновники — не изучили как следует информацию, которую мы им предоставили, а потому не приняли нужных им решений...

Тех, кто по умолчанию согласился на бутерброд с соевым сыром, трудно было бы заподозрить в беспечности, несообразительности или склонности к мазохизму. Они просто люди. В своей повседневной жизни граждане из самых богатых стран имеют дело с огромным множеством гораздо более многословной и сложной (изложенной при том мелким шрифтом) информации, чем наше письмо о здоровом обеде. При своей важности она очень трудна для понимания либо чрезвычайно запутанна...» Читать полностью

Эстер Дюфло (лауреат премии 2019 года по экономике): «Вот так я и стала экономистом-водопроводчиком»

«Поскольку люди, вообще говоря, не слишком-то доверяют экономистам, само по себе присутствие этих специалистов в руководстве страны не поможет завоевать доверие общественности. Тут надо еще сказать, что в настоящее время мы все находимся на перепутье: каждой нации предстоит гигантский объем работ, чтобы не просто вернуть все как было до пандемии, но и сделать лучше. Если государство (наверняка не без помощи экономистов) сумеет справиться с этой задачей, люди, возможно, увидят, зачем оно нужно, и проникнутся к нему бóльшим доверием… Говоря о водопроводчиках, я подразумеваю готовность копаться в деталях внедрения политик, ведь мы зачастую недостаточно хорошо представляем себе, что сработает, а что нет. В университете нам прививают более абстрактный, научный взгляд на вещи. Чтобы уподобиться водопроводчику, экономист должен быть готов пробовать то одно, то другое решение и наблюдать за результатами, подправляя систему. Не все эксперты согласятся работать таким образом, но это не беда. Главное — чтобы хотя бы некоторые экономисты справлялись с функцией водопроводчика, когда это будет необходимо...» Читать полностью