Гибкость против коронавируса | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости

Гибкость
против коронавируса

Какие компании лучше справляются с кризисом

Авторы: Александр Сухаревски , Арсен Сторожев

Гибкость против коронавируса
Фото: Dan Gold / Unsplash

читайте также

Глава siemens о том, как скандал помог изменить компанию

Лёшер Петер

Григорий Ениколопов. Спасут ли нас стволовые клетки?

Анна Натитник

Что нужно знать про историю России ХХ века?

Мариэтта Чудакова

Лабиринты матричного менеджмента

Джилл Коркиндейл

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

Пандемия COVID-19 стала одним крупнейших потрясений для бизнеса и экономики в современной истории. Хотя в Китае, Испании, Италии и Германии с каждым днем выявляют все меньше новых случаев заражения, экономические последствия пандемии будут ощущаться еще долго. Сокращение доходов и расходов потребителей скажется на всех секторах национальных экономик, а конкуренция перейдет в режим битвы за выживание.

Выйти из кризиса с наименьшими потерями и готовностью к дальнейшей конкуренции больше шансов у тех, кто способен быстро реагировать на изменения. Многие опрошенные McKinsey генеральные директора европейских и азиатских банков и телекоммуникационных компаний рассказали, как гибкая модель ведения бизнеса помогла им во время пандемии. Структурная гибкость позволила цифровизовать каналы и увеличить онлайн-продажи на 100-400%, перевести сотрудников на удаленный режим работы и справиться с неопределенностью. Гибкий подход также помог одному из европейских ритейлеров открыть новый интернет-магазин всего за 13 недель, обеспечив скачок цифровой выручки.

Гибкость помогала и до нынешнего кризиса. Исследование McKinsey, проведенное до начала пандемии COVID-19, показало, что организации из различных отраслей могут улучшить свои финансовые показатели на 20–30%, эффективность операционной деятельности на 30–50%, удовлетворенность клиентов и вовлеченность сотрудников – на величину до 30 пунктов.

На основе большого массива данных, полученных по итогам комплексного изучения в 2015–2020 годах двадцати с лишним проектов цифровых и операционных преобразований, а также опроса компаний во время пандемии мы выявили шесть обязательных элементов новых операционных моделей, которые могут стать основой успешной конкуренции во время и после окончания пандемии.

Технологии: инвестиции в API, микросервисы, облачные решения и автоматизацию ИТ

Количество крупных ИТ-релизов у традиционной компании обычно составляет от 3–4 до 10–12 в год. В то же время у цифровых игроков за счет разделения больших монолитных ИТ-систем, покрывающих множество функций, на гранулярные системы – микросервисы, каждый из которых предоставляет одну специализированную функцию, и благодаря полной автоматизации процесса эта величина может достигать полумиллиона релизов. Для ликвидации отставания придется забыть о разделении между бизнесом и ИТ-службой и рассматривать любую компанию как технологическую. Это означает использование передовых инструментов разработки ПО, публичных и приватных облачных платформ, автоматизацию сборки, тестирования, внедрения и эксплуатации ИТ-систем и переход к непрерывному развитию ИТ («Continuous Delivery»). Примеры показывают, что традиционные игроки могут повысить количество релизов до 40 тыс. в год и передавать новый код в производство всего за 2–3 минуты. Это дает возможность тестировать версии продуктов и максимально быстро принимать решения об их масштабировании или адаптации, в том числе за счет углубленной аналитики. Опрос компаний во время пандемии показал, что инструменты Continuous Integration / Continuous Delivery (CI/CD) стали критическим важным инструментом для удаленной разработки и внедрения ПО.

Персонал: новые модели поведения и инструменты

Во время пандемии до 70% сотрудников компаний разных индустрий перешли на удаленный режим работы. Хотя прошлые исследования показывают, что распределение команд по нескольким точкам приводит к падению продуктивности на 20% с каждой новой локацией, для многих сама возможность продуктивной работы на «удаленке» стала сюрпризом. Компании, которые до этого не инвестировали в инструменты и оборудование для дистанционной работы, были вынуждены встать на этот путь. Большие корпорации столкнулись с иным вызовом: они вынуждены адаптировать потоки технических специалистов из компаний, прекративших существование или сокративших штат. Во всех типах компаний, которые раньше не помышляли о совещаниях из дома, произошел сдвиг корпоративного этикета в сторону онлайна. Опрошенные руководители массово отмечают планы по отказу от части офисных помещений в пользу временной аренды коворкингов, программы таргетированного найма технических специалистов и привлечения сотрудников из других стран и регионов, в том числе для удаленной работы в центрах по обслуживанию клиентов.

Партнерства: новые участники и модели

Адаптация каналов и продуктов к условиям карантина заставляет создавать новые партнерства. Цель – получать продукты, услуги или компоненты клиентского опыта быстрее и дешевле. Например, для создания антикризисных пакетов услуг телекоммуникационные операторы вступают в альянсы с коммерческими провайдерами, финансовыми компаниями и стриминговыми сервисами. Другой распространенный тип новых партнеров – службы такси и доставки. При создании собственных цифровых сервисов с нуля или их масштабировании у поздно вошедших на этот рынок игроков мало других альтернатив, кроме провайдеров публичных облачных сервисов. В посткоронавирусном мире усилится роль партнерских услуг, включая модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS) и «платформа как услуга (PaaS)», где компании могут получать готовый для использования функционал через веб-интерфейс или даже через API. Таким образом, конкурентная позиция в мире после короновируса будет во многом определяться позицией в экосистемах с взаимным доступом их участников к API друг друга.

Стратегия: непрерывный контакт с клиентом

Цифровизация, открытый доступ к информации и гибкие подходы к работе позволяют конкурентам копировать подходы и продукты друг друга в течение считанных недель. В этой ситуации на первый план выходит способность выстроить непрерывный контакт с клиентами, чтобы понимать нюансы их поведения и предлагать персонализированные продукты в режиме реального времени. Опрошенные компании отмечали, что ежедневно обновляемые дэшборды с аналитикой по сегментам, каналам и продуктам помогли им во время пандемии быстрее отреагировать на ситуацию. По мере выхода индустрий из кризиса мы ожидаем расширения использования углубленной аналитики. Например, применение искусственного интеллекта в маркетинге и продажах уже приносит лидерам до 5-10% дополнительной выручки, а автоматическое тестирование версий цифрового продукта на разных группах пользователей позволило крупному европейскому банку повысить конверсию продаж на 50%.

Структура: ускорение инфообмена за счет сокращения уровней иерархии и делегирования полномочий

Традиционная корпоративная структура, для которой характерна разобщенность подразделений и решение кросс-функциональных задач проектными группами и комитетами, недостаточна для оперативной реакции на изменения. По этой причине с 2015 года десятки компаний по всему миру начали перестройку, создавая группы кросс-функциональных команд (трайбы) на основе продуктов, сегментов или клиентских взаимодействий с компанией. Им были делегированы полномочия по работе с клиентами, принятию решений по продуктам и процессам, ИТ-разработки и эксплуатации. При этом многие увеличили нормы управляемости и вышли на всего один уровень управления между высшими руководителями и кросс-функциональными командами. Снижение числа передаваемых задач и задержек в передаче информации позволило ускорить вывод продуктов на рынок на порядок, а также сократить потребность в координации до 50%. В сравнении с компаниями, которые только начали применять гибкие подходы для реакции на COVID, наиболее продвинутые во время пандемии смогли запускать продукты, аналогичные конкурентным, в среднем на 10 дней быстрее.

Процессы: дебюрократизация и внедрение новых циклов планирования

В условиях пандемии компании вынуждены действовать в жестких временных рамках, оперативно корректируя долгосрочные и краткосрочные приоритеты, а также адаптируя структуру капитальных и операционных расходов к обстоятельствам. Компании с гибкими операционными моделями уже внедрили квартальные и двухнедельные циклы планирования – они позволяют отслеживать и корректировать планы на основе фактических результатов. Большинство опрошенных директоров из разных стран и индустрий, от телекома до фармацевтики, отметили важность гибких подходов в управлении (они позволяют сгладить сложности перехода), а также ключевую роль гибкого квартального планирования (QBR), который позволяет оперативно отвечать на вызовы пандемии и переприоритизировать цели и ресурсы в рабочем режиме.

Комплексная трансформация

Кризис запустил изменения, которые заставляют участников рынка искать способы создания продуктов и услуг для клиентов с большей скоростью и наименьшими затратами, а также вынес общество и бизнес на новый уровень цифровизации.

Раньше компании внедряли элементы гибкой модели в зависимости от приоритетов и готовности. Новая реальность требует ускорения комплексного подхода к трансформации. По мнению опрошенных руководителей, это ключевое условие вне зависимости от масштаба внедрений.

Об авторах

Александр Сухаревски — управляющий партнер McKinsey Digital в регионе EEMA.

Арсен Сторожев — младший партнер McKinsey Digital.

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.